|
учае мы находимся на три или четыре основных технологических
эпохи выше этого периода, и я сомневаюсь, что эволюция прислушается к нашим
молитвам и повернет назад.
В: Вы часто обращаетесь к «диалектическому прогрессу».
КУ: Да, идея в том, что каждая стадия развития в конечном счете
сталкивается со своими собственными внутренними ограничениями, которые могут
действовать как спусковые механизмы для силы самопреодоления. Внутренние
ограничения создают своего рода замешательство или даже хаос, и система или
ломается (самораспад), или превосходит этот хаос, развиваясь к более высокой
ступени порядка (самопреодоление) — так называемый порядок из хаоса. Этот новый
и более высокий порядок не содержит ограничений своего предшественника, но в
нем появляются его собственные ограничения и проблемы, которые не могут быть
решены на том же самом уровне.
Другими словами, за каждый эволюционный шаг вперед платится своя цена.
Старые проблемы решены или преодолены, только теперь появляются новые, и иногда
более серьезные трудности. Но романтики возврата к природе — будь то
экомаскулинисты или экофеминисты — просто берут проблемы последующего уровня и
сравнивают их с достижениями предыдущего, и, таким образом, утверждают, что
после их любимой эпохи наступил регресс. Это довольно извращенный взгляд на
вещи.
Я думаю, что все мы признаем и уважаем великие достижения прошлых культур
во всем мире и пытаемся сохранить и понять всю их мудрость, какую только можем.
Но поезд, что бы ни происходило, с самого первого дня находится в движении
самопреодоления, и если мы будем пытаться двигаться вперед, глядя только в
зеркало заднего обзора, это, вероятно, будет причиной серьезных аварий.
В: Вы говорите о том, что наша эпоха также когда-нибудь закончится.
КУ: Никакая эпоха не является, в конце концов, особой. Мы все глупцы с
точки зрения завтрашнего дня. Процесс продолжается. И Дух находится в процессе
эволюции, а не принадлежит к какой-то особой эпохе, времени или месту.
Аграрная культура
В: Я хочу вернуться к нашему разговору. Мы говорили о садоводческих
обществах и возможности перехода к аграрному производству. И хотя оба периода
связаны с сельским хозяйством, это изменение от мотыги к плугу для вас было
очень важно.
КУ: Весьма важно. Если роющей палкой может легко пользоваться беременная
женщина, плугом на животной тяге она пользоваться уже не может. Как говорят
Джей Нильсен и Джанет Чейфец, те женщины, которые попытаются сделать это, со
значительно большей вероятностью могут расплатиться выкидышем. Другими словами,
у женщин существует эволюционная предрасположенность к тому, чтобы не пахать.
Таким образом, с введением плуга начали происходить массовые изменения в
культуре.
Во-первых, фактически все продукты питания теперь производились
исключительно мужчинами. Мужнины и женщины вместе решили, что тяжелый пахотный
труд будет мужской работой.
Женщины — это не овцы, а мужчины — не свиньи. Патриархат был сознательным
совместным соглашением мужчин и женщин, сделанным перед лицом довольно суровых
обстоятельств. Для мужчин это, конечно же, не было развлечением, и уж точно не
такой большой забавой, как охота на крупную дичь, которую мужчины должны были
почти совсем забросить. Кроме того, согласно таким исследователям, как Ленски и
Чейфиц, мужчины в этих «патриархальных» обществах чувствовали себя значительно
хуже, чем женщины, по любой шкале объективных показателей «качества жизни»,
начиная с того факта, что только мужчины могли быть призваны для защиты
государства и только они должны были подвергать свою жизнь опасности. Мысль о
том, что патриархат был привилегированным клубом для мальчиков, в котором
мужчинам можно было веселиться, веселиться и веселиться, основана на крайне
плохом качестве исследований, подверженных влиянию идеологии.
Мы можем научиться у этих обществ только тому, что, когда полы сильно
поляризованы, когда их сферы ценностей резко разделены, очень сильно страдают
оба пола.
В: Именно это случилось с патриархатом?
КУ: Да, поляризация полов. В аграрных обществах наиболее сильно, по
сравнению с любым известным общественным устройством, подчеркнута
противоположность между полами. Это не мужской заговор, как, впрочем, и не
женский заговор, это просто лучшее, что эти общества могли сделать при
существовавшей в то время технологической форме организации труда. Таким
образом, когда мужчины стали фактически единственными производителями
продовольствия, то, совершенно естественно, почти все божества в этих культурах
стали не женскими, а исключительно мужскими. Более 90 процентов аграрных
обществ во всех концах земли главным своим божеством делают божество-мужчину.
В: В своей книге вы говорите: «Когда женщина работает в поле с мотыгой,
богом является Женщина; когда мужчина работает в поле с плугом, Богом
становится Мужчина».
КУ: Да, это краткое резюме моего подхода. Бог и Богиня могут иметь более
глубокий и более трансперсональный смысл, о котором мы поговорим позже, но для
человеческого сознания среднего уровня того времени мифические изображения
обычно выражали гораздо более обыденную реальность. Во многих случаях они
представляли основные технико-экономические установки данного общества: кто
достает пищу на стол.
В: Там, где Бог является мужчиной, это означает господство патриархии?
КУ: Да, и патриа
|
|