|
от далеко не всегда адекватной материалу структурно-семиотической
модели. В результате оригинальные и концептуальные авторские наблюдения
оформляются в достаточно спорную, на мой взгляд, интерпретативную систему,
которой я и хотел бы противопоставить свою собственную, опирающуюся на анализ
привлеченного Д.С. Раевским семантического материала.
1. ПЕКТОРАЛЬ КАК ЕДИНЫЙ ТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ «СТРУКТУРНО-ТОПОГРАФИЧЕСКОГО» КОДА
Посвятив всестороннему анализу знаменитой пекторали из кургана Толстая
Могила четвертую, завершающую главу своего исследования и назвав эту главу
«Греко-скифская космограмма», Д.С Раевский одним этим вычленил данный скифский
торевтичес-
1 Первая публикация [Михайлин 2003] Для мшимо И)ДЛПИЯ rckci бы i
переработан и дополнен
20
В. Михайлин. Тропа звериных слов
кий текст1 в качестве представительного феномена, через посредство которого
(естественно, в соотнесенности с как можно большим числом других,
«параллельных» текстов) возможен выход на понимание сущностных основ скифского
мировоззрения2. Дальнейший анализ пекто-рали именно как единого текста
превращается, таким образом, в попытку реконструкции на его основе целостной
мировоззренческой системы, свойственной кочевым (или полукочевым) скифским
племенам, составлявшим в период примерное VII по III век до н.э. базисный
этнический субстрат южнорусских степей (а также, вероятно, и родственным с
языковой, этнической и/или общекультурной точки зрения народностям, которые в
означенную эпоху занимали обширную территорию от Дуная и Карпат на западе до
Алтая на востоке и от предгорий Урала на севере до Иранского нагорья и Памира
на юге). Для начала приведем краткое описание пекторали (рис. 1):
Она представляет собой ажурный золотой нагрудник из четырех витых жгутов,
скрепленных на сомкнутых концах узорными обоймами и львиными головками.
Пространство между жгутами образует три лунарных поля, на которых размещены
различные изображения. Центральное место в верхнем поясе занимают фигуры двух
полуобнаженных мужчин, растянувших за рукава одеяние из овечьего меха и, видимо,
заканчивающих его шитье. По обе стороны от них расположены фигуры самок
домашних животных с детенышами, между которыми находятся две фигуры скифских
юношей; один из них доит овцу, другой затыкает амфору, в которую, очевидно,
слито надоенное молоко. С каждой стороны эту композицию завершает фигурка птицы.
Средний пояс заполнен
1 Вероятнее всего, греческий по исполнению, но скифский по «содержа
нию». Анализ проблемы взаимоотношений между скифским «заказом» и гре
ческим «исполнением» также дан в исходной работе.
2 В той же работе см. также представительную библиографию по интере
сующей нас проблеме и по скифологии вообще, а также критический разбор
ряда авторских концепций — в том числе и нескольких интерпретаций «тек
ста» пекторали. Критика интерпретаций Б.Н. Мозолевского, Д.А. Мачинско-
го, А.П. Манцевич и других настолько полна и убедительна, что я не считаю
нужным снова поднимать здесь связанные с ней вопросы.
Скифы
21
причудливо изгибающимися побегами аканфа, на которых размещены пять фигурок
птиц — одна строго по центру и по две с каждой стороны. Наконец, в нижнем поясе
мы видим трижды повторенную сцену терзания лошади парой грифонов; к этой
композиции примыкают сиены терзания кошачьими хищниками с одной стороны — оленя,
с другой — кабана. Завершается этот пояс с каждой стороны изображением собаки,
преследующей зайца, а также
til пары кузнечиков.
-4 [Раевский 1985: 181]
?'i
При анализе семантики пекторали Д.С. Раевский, в отличие от своих
предшественников и совершенно, на мой взгляд, оправданно, предпочитает «путь не
от сюжетной сцены, хотя бы и занимающей в ней центральное (и композиционно, и
по смыслу) место, а от общей структуры памятника», ставя перед собой задачу
«анализировать всю совокупность представленных мотивов и отношений между ними»
[Раевский 1985: 187]. Первым делом он ориентирует изобразительный текст в
пространстве, отталкиваясь при этом как от «положения пекторали в личном уборе
ее носителя» [Раевский 1985: 188], так и от семантики представленных в тех или
иных ее частях образов. Определив средний фриз как по преимуществу
орнаментальный, он сосредотачивается далее на смысловых характеристиках и
бинарном семантическом противопоставлении двух «крайних» фризов, определяя один
как «верхний» и «центральный», а другой — как «нижний» и «внешний»,
«периферийный».
При этом «верхний/центральный» фриз жестко увязывается автором с миром
«культуры», «плодородия» и с «серединным», человеческим миром вообще.
Помещенные на фризе фигурки самок домашних животных с детенышами как нельзя
лучше соответствуют этой идее. Строгая же иерархичность симметрического
изображения, которое повторяет традиционный в индоиранских источниках ряд «пяти
частей скота» (человек-лошадь-корова-овца-коза), позволяет вписать верхний фриз
в бо
|
|