|
рного шока. Рыцарь, профессиональный конный боец, становится
представительным символом правящего сословия, символика власти теснейшим
образом переплетается с символикой
1 Битва при Леньяно в 1176 году, где пешие горожане из Ломбардской лиги
сдержали прямую атаку тяжелой конницы Фридриха Барбароссы, стала в этом
отношении всего лишь первой ласточкой, воспринятой во многом как курьез. После
появления на поле боя в XIII и XIV веках фламандских городских и швейцарских
крестьянских пеших отрядов, вооруженных «длинным» древко-вым оружием,
специально предназначенным для борьбы с тяжелой кавалерией, а тем более после
изобретения пороха и активного введения в военный обиход артиллерии и ручного
стрелкового оружия, шутки кончились. Однако аристократический «кавалерийский»
миф просуществовал в Европе вплоть до Первой мировой войны, когда вопиющая
анахроничность конницы вступила в слишком явное противоречие с новыми,
промышленно-тоталитарными методами ведения войны. Эпическая фигура всадника
ушла с европейских полей сражений, задержавшись еще на некоторое время на
восточных окраинах Европы — вроде Польши или Советской России. Впрочем, на
смену «кавалерийскому» мифу мигом пришел другой, не менее действенный, но
связанный уже со «стальными конями» (хтонические коннотаты которых подкреплены
еше и неживой, металлической их природой)
116 В. Михаилин. Тропа звериных слов
всаднической, и даже металлические памятники королям и полководцам (героям!),
устанавливаемые на городских площадях, обретают однозначно прочитываемую
кодировку, связанную с позой коня. Конь, у которого все четыре ноги стоят на
постаменте, несет на себе всадника, который умер в своей постели; если конь
поднял одну переднюю ногу, значит, всадник был ранен в сражении; вздыбленный
конь означает гибель всадника в бою (с видимым акцентом на «атональности»,
«скорости» смерти как показателе, повышающем героический статус). Что, кстати,
в очередной раз выводит нас на упомянутую базисную смысловую связку «судьба —
скорость — смерть — конь».
Именно благодаря ей стандартной метафорической парой коня в индоевропейской
традиции становится птица — как в случае с Дариевым толкованием скифского
послания или с многочисленными в индоевропейских культурах крылатыми и
летающими конями1. Крылатые «духи смерти», будь то иранские фраваши или
скандинавские валькирии, суть вполне логичный «скоростной» дубликат коня, и
крылья в данном случае суть всего лишь простейший возможный маркер скорости (ср.
крылатые сандалии Гермеса и Персея в греческой традиции). Напомню кстати, о
том, что сцена терзания коней грифонами является самой «динамичной» во всем
нижнем фризе, а значит, и во всей пекторали. Крылатостьже как признак
откровенной «потусторонности» выводит нас на следующего персонажа анализируемой
сцены терзания, а именно на грифона.
6. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ: ГРИФОН
6.1. Общие соображения
Очевиднейшей характеристикой грифона — отличающей его от всех приведенных
выше персонажей «звериного стиля» — является его откровенно химерическая
природа. Дискуссии на тему о том, насколько близко скифы могли быть знакомы со
львами и другими кошачьими хищниками, не отменяют самого факта существования
львов в природе, в том числе и в границах иранского ареала. Грифон же, в
традиционном скифском варианте составленный из
1 И далее, вплоть до гоголевской птицы-тройки, везущей по русским
до-poiavi хтонического Чичикова-психопомпа с его несуществующим имением в
скифской причерноморской степи, населенным скупленными по дешевке мертвыми
душами.
Скифы
117
львиного (или шире — кошачьего) туловища, орлиных крыльев и орлиной же
(стилизованной) головы на длинной «драконьей» шее с выраженным зубчатым гребнем,
представляет собой недвусмысленную хтоническую химеру. В случае же с
пекторалью из Толстой Могилы эта явная хтоничность грифона, выделяющая его из
общего ряда «настоящих» хищников, лишь подкрепляет догадку о том, что в
центральной для нижнего фриза сцене терзания коня речь идет о символической
смерти воина, обретающего очередной воинский статус путем ритуально значимого
«погружения» в смерть в ходе «балца». Троекратное повторение сцены в таком
случае означает «завершенность послужного списка», максимально высокий воинский
статус, достигнутый воином, прошедшим, согласно высказанным выше гипотезам, все
три «балца»: собачье-заячий (юношеский), львино-олений («унтер-офицерский») и
пардо-каба-ний («офицерский»).
На этой гипотезе, подтвержденной всем предшествующим ходом рассуждений,
можно было бы и остановиться — в том, что касается трактовки нижнего фриза
пекторали. Однако сама по себе фигура грифона в скифском изобразительном
искусстве является столь распространенной и значимой, что требует, на наш
взгляд, отдельного комментария, который может пролить дополнительный свет и на
причины использования именно этого зооморфного символа в качестве маркера
«инициационной смерти».
Грифона, как существо «составное», имеет смысл комментировать «по частям»,
поскольку каждая из составляющих имеет — как мы это уже выяснили в отношении
крыльев и кошачьей породы — самостоятельную систему означаемых. Тем более что
возможность и даже необходимость именно такого подхода диктует сама с
|
|