|
довольно странного процесса, при котором целые племена без всяких
видимых причин становятся вдруг необычайно агрессивными и приобретают
выраженную тягу к приобретению и освоению новых территорий1. Скотоводство резко
сместило баланс сил во взаимоотношениях центр—периферия, повысив пищевую
ценность — а следовательно, и самостоятельность — маргинальных территорий и к
тому же радикально изменив «качество» источников пищи. Если пищевая модель,
основанная на земледелии, предполагает высочайшую степень территориальной
«связанности» и «не-экспансивности» в силу прежде всего мотиваций чисто
магических (успешная традиционная прокреативная магия возможна только на
«своей», «знакомой» автохтонной земле; захват чужих земель если и не вовсе
лишен смысла, то крайне рискован с магической точки зрения: возможно только
медленное и постепенное «приращивание» к своему), то скотовод прежде всего
мыслит категориями количественными. Он
1 Приведенная здесь точка зрения в состоянии, на мой взгляд, достаточно
логично объяснить и еще один феномен, относящийся к общим особенностям
«великого переселения народов», а именно тот факт, что разбитое и согнанное со
своих земель племя, уходя от вражеского преследования, зачастую в процессе
движения само превращается в грозную боевую силу, сметающую на своем пути
следующее племя, — и так далее, в полном согласии с «эффектом домино». В
экстремальных условиях военного поражения, угрозы полного истребления и
«прекращения эффекта» «родной» прокреативной магии маргинальные воинские
элементы (и «героическая» магия) не могут не приобретать центрального
организующего значения для всего племени, модифицируя и переворачивая в
конечном итоге с ног на голову весь способ его существования — согласно
оказавшейся более действенной и успешной «волчьей» модели врага-победителя. В
итоге разбитые на своей исторической родине гунны становятся «бичом божьим»
сперва для евроазиатского степного пояса, а затем для Восточной и Центральной
Европы. А разбитые, в свою очередь, гуннами и покоренные ими остроготы, пожив
несколько поколений под властью гуннов (и научившись воевать в конном строю),
отправились в собственный сокрушительный поход, который закончился созданием
готского королевства в Италии. Вытесненные германскими дружинами с родных
земель бритты «прибирают к рукам» родственную кельтскую Бретань— и так далее.
Скифы 1 1 3
вынужденно подвижен, он оценивает землю скорее по качеству травы и наличию
источников воды, нежели по степени удаленности от центра И главное, чужую землю
с собой не унесешь, но чужую отару вполне можно сделать своей
Окончательную же точку в этом процессе поставило, вероятнее всего,
овладение сперва колесом, а потом и техникой верховой езды Резко возросшая
мобильность фактически лишила «внешнюю», «волчью» зону естественных внешних
границ и превратила в Дикое Поле весь мир — за исключением центральной,
«культурной» его части, где продолжало жить и здравствовать традиционное
сообщество1
Возникновение на иранской почве зороастризма как собственно жреческой
религии, остро направленной против способа жизни уже успевшей сформироваться к
этому времени у восточных иранцев воинской касты, не может быть в этом смысле
ничем иным, как реакцией традиционного сообщества на изменение «условий игры» и
попыткой взять реванш Не случайно зороастризм зародился именно на «коренных»
территориях, «в тылу» успевших к тому времени продвинуться далеко на юг и запад
агрессивных «волн», и только впоследствии мало-помалу распространился на весь
иранский ареал (за исключением северного Причерноморья и Прикаспийской
низменности)
Однако вернемся к нашим коням, которые, на мой взгляд, сыграли в процессе
разрушения традиционных сообществ ключевую роль Действительно, в рамках
«пешего» модуса существования далекие набеги за добычей лишены какого бы то ни
было стратегического смысла Примером тому могут служить соответствующие
практики у североамериканских индейцев до овладения ими в массовом порядке
искусством верховой езды Военный отряд из десятка человек, который отправляется
в земли соседнего племени с тем, чтобы отомстить за какую-то конкретную обиду
и/или просто поднять мужской статус каждого из участников похода за счет
потенциальных «побед» (количество жертв с обеих сторон при этом исчисляется
единицами), есть едва ли не единственная форма активных боевых действий2,
позволяющая соседним племенам суще-
1 См также параграф «"Волчья" составляющая ряда европейских социаль
но-культурных феноменов» в главе «Русский мат как мужской обсценный код»
2 См приведенное в книге Бэзила Джо
|
|