Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Вадим Михайлин - ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-
 
па) и ждут «удачи», «фарта»,
 выражающегося как в «удачности» выстрела, так и в положенной доле трофея.
         1 Каковая как в иранской, так и в других индоевропейских «царских» 
культурах вообще воспринималась как чрезвычайно важное «государево дело». 
Приведу не лишенную смысла, хотя и явно отошедшую от исходного магнетического 
контекста, Ксенофонтову рационализацию по этому поводу [Ксенофонт: I: II: Ю]: 
«Если персы считают охоту государственным делом, во главе которого, так же как 
и на войне, стоит сам царь — а царь и сам охотится, и за другими следит, чтобы 
они принимали участие в охоте, — то это происходит потому, что охота 
представляется им занятием, более всего похожим на войну».
4*

100

В. Мыхайлин. Тропа звериных слов

забыв обо всем, что ему говорили, и устремив взор лишь в ту сторону, куда 
помчался олень. Конь его, споткнувшись обо что-то, упал, и Кир едва не 
перелетел через него. Все же Кир удержался, и конь его встал. Спустившись в 
долину, Кир поразил оленя дротиком; это было великолепное и сильное животное. 
Кир был необыкновенно счастлив. Но тут подъехавшие воины стали его укорять, 
говоря, что он подвергался большой опасности; воины грозили, что станут 
жаловаться на него царю. Сойдя с коня, Кир стоял и слушал все, что ему говорили,
 огорчаясь всем сердцем. Но тут донесся до его слуха крик охотников, и он 
быстро вскочил на коня, охваченный азартом охоты. Увидев мчавшегося кабана, он 
поскакал ему навстречу. Напрягшись до предела, Кир поразил его в голову между 
глаз и убил.
[I: IV: 7-9]1
     Итак, Кир во время своей первой, «незаконной» с точки зрения ее статусной 
неуместности, охоты2 последовательно убивает сразу обоих интересующих нас 
животных — оленя и кабана. Причем оленя он убивает первым, и за излишнюю 
лихость ему выговаривают воины, то есть все и каждый, кто является участником 
той же «охоты». Теперь Кир с ними на равных, и они имеют на это право. Однако 
после убийства кабана право на выговор имеет только дядя, ближайший царский 
родственник, так сказать «Великий Князь». Все остальные воины показательнейшим 
образом молчат.
    Дядя грозит Киру наказанием («за статусную неуместность»). Кир отвечает, 
что согласен на любое наказание, если только ему разрешат подарить добытых 
оленя и кабана деду, Астиагу. После чего Киаксар внезапно меняет линию 
поведения и произносит весьма показательную фразу:
     — Поступай, как желаешь. Похоже, что ныне и ты — наш царь.
[I: IV: 9]
     Итак, убийство оленя делает Кира равным взрослым воинам из царской охоты. 
Убийство кабана переводит его в разряд «князей», «предводителей». После чего, 
подчеркнув свое право преемственности (выразив желание поднести оленя и кабана 
царю и тем
         1	Здесь и далее цитаты из «Киропедии» даются в переводе В Г. Борухоии-
ча и Э.Д. Фролова по московскому изданию 1977 года
         2	В сюжете особо оговаривается, что в ходе преследования оленя споты
кается конь Кира, а сам Кир едва не падает на землю. Смысл этого эпизода
достаточно внятен.
    
Скифы

101

продемонстрировать происшедшие с ним статусные изменения) он переводит себя в 
собственно царский статус —даже в глазах Ки-аксара
    Причем изменения эти касаются только самого Кира, что настоятельно 
подчеркивается в сюжете Преподнеся деду добычу, он просит разрешения вывести с 
собой на охоту своих «гетаиров», «друзей» одного с ним возраста, — и встречает 
твердый отказ Quod licet Jovi поп licet bovi Перепрьп ивать сразу через две 
статусные ступеньки позволено только тем, кто наделен особым «счастьем», — по 
праву ли происхождения, по праву ли чудесного рождения и воспитания Напомню, 
что Кир вписывается в обе эти категории
    Различия между кабаном и оленем в данном случае могут вывести нас на 
принципиальные сюжетные различия между двумя половинками пекторали — при 
выраженном параллелизме этих сюжетов В обоих случаях речь идет о переходе из 
периферийной зоны, маркированной псами и зайцами (именно псами, а не собаками1),
 в зону центральную, маркированную конями и грифонами Однако, если судить по 
«персидскому» сюжету, олень и кабан могут быть расположены в воинском 
«послужном списке» не параллельно, а последовательно, как соответственно 
маркеры обычного (высокого) воинского статуса и статуса «командирского», 
дающего право на собственную «стаю» Напомню, что Кир сразу по возвращении 
пытается реализовать это право, и отказ деда может быть связан как с 
«неготовностью» щенячьей Кировой дружины, так и с потенциальной опасностью 
усиления Кира как воинского лидера Статус Кира (царь и удачливый полководец при 
живом царе) так и останется неопределенным на достаточно долгий период времени 
Однако закончится эта неопределенность сменой режима, которая выразится не 
только и не столько в смене правящей династии (согласно устойчивой легендарной 
традиции, поддержанной и Ксенофонтом, Кир — прямой потомок Астиага), сколько в 
смене воински-аристократического субстрата власти маргин
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-