|
скифского вторжения свидетельствует, на мой взгляд, о жесткой при
вязке к «родной земле» и к «отеческим могилам», по крайней мере, части ким
мерийцев — той самой, которая не пожелала уйти со своей земли перед лицом
вражеского вторжения. Напомню также, что, с точки зрения А.И. Иванчика
[Иванчик 19X8], которую я полностью разделяю, громили остатки киммерий
цев в Малой Азии не скифы вообще, но «скифские псы», под которыми име
ет смысл понимать «отчаянных» бойцов в «щенячьем» статусе, которым нече
го терять (вне зависимости от реальной возрастной принадлежности).
2 Причины подобных «выбросов» могут быть самыми разнообразными —
°г овладения новыми навыками ведения войны до резкого повышения числен
ности населения на «коренной» территории и от истощения привычных ресур
сов до «опережающего роста» маргинальных воинских элит.
90
В Muxait IUH Тропа звериных слов
статусных мертвецов в заранее отведенных местах, приобретающих со временем
сакральный статус. Она обзаводится «своими земпя-ми» — взамен «своих пастбищ» и
«своих источников воды» — и продолжает отправлять на «зимние степные радости»,
«за зипунами» своих сыновей, проходящих первую воинскую инициацию1
К концу VI века до н.э., когда имел место исторический поход Дария против
скифов, последние уже успели как следует обжиться в северно-причерноморских
степях. Скифские юрода с выраженными признаками оседлой культуры и собственно
оседлая культура скифского царства в Крыму — это, конечно, дело позднейших эпох.
Однако самый факт наличия неких «отеческих могил», за которые скифы обещают
драться всерьез, свидетельствует, на мои взгляд, о выраженной тенденции к
присвоению скифами Северного Причерноморья Но присвоение это имеет
специфический характер Прибрежные, приморские районы с зимними пастбищами, во
многом похожими на прикаспийские, неминуемо должны были восприниматься скифами,
обустроившимися в бывшей киммерийской степи, как «интернациональная»,
«транзитная», «хулиганская» зимняя зона, где вполне законна именно та стратегия,
которую скифы и продемонстрировали Дарию в исполнении «казачьих» банд Скопаса
За этими отрядами, впрочем, бдительно надзирали «взрослые» бойцы и командиры,
которые и продемонстрировали потенциальную мощь общескифского ополчения и
готовность вмешаться в нужный момент.
4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ: ЛЕВ, ПАРД, ОЛЕНЬ, КАБАН
Следующий этап интерпретации образного ряда пекторали вынужденно сложен.
Дело в том, что при общей симметричности композиции справа и слева от
вертикальной оси половинки пекторали в ряде изобразего подобия) к реальным животным, растениям и людям
С точки зрения кодовой природы этих образов различий в каждой паре три — и
в обоих случаях это одни и те же различия На терзаемое животное сзади нападает
удаленный от центра и косматый, наделенный гривой кошачий хищник, тогда как
спереди на него нападает хищник, расположенный ближе к центру и лишенный гривы.
Данный набор характеристик, будучи сопоставлен с воинскими статусными
характеристиками, дает две вполне внятные последовательности качеств,
свойственных разным воинским статусам Удаленность от центра (направленность
агрессии к центру), косма-тость (длинные волосы как признак «неподзаконности»)
и столь же «неподзаконное» право нападать сзади есть, несомненно, признаки
более маргинального статуса Тогда как близость к центру
1 Охотиться вместе могут молодые самцы, вступившие между собой в сво
его рода «лобратимскле» отношения — до того, как обзаведутся собственным
прайдом С момента начала семейной жизни дело патриарха (или нескольких
соправителей) — защита охотничьей территории от других львов, а никоим
образом не обеспечение семейства провизией
2 Позволю себе напомнить устойчивое античное поверье (которое, веро
ятнее всего, также является следствием относительно поздней рационализации
утратившего внятность ритуально-мифологического сюжета) о том, чго льви
цы вообще не могут вступать в половую связь со львами, а котят приживают с
леопардами (ср сюжет об Аталанте и Меланионе/Гиппомене, превращенных
Зевсом или Кибелой в львицу и льва за то, что занимались любовью в храме)
3 Кстати, имеет смысл обратить внимание и на традиционное неразличе
ние в европейских литературных традициях собственно барса, гепарда и пан
теры/леопарда, равно именующихся нардами
Скифы
95
(направленность агрессии от центра), отсутствие длинных волос (или убранность
оных) и обязанность встретить врага (добычу) лицом к лицу — признаки статуса
более высокого
Вариантом приведенной трактовки является ее «сезонная» разновидность — в
том случае, если речь идет о сезонной смене мужских воинских ролей В этом
случае первая позиция должна рассматриваться как соответствующая «дикому»,
«казачьему», «осенне-зимнему» статусу Вторая же — «охранному»,
«весенне-летнему» сезонному статусу1 Впрочем, оба эти варианта трактовки
воинских статусов не противоречат друг другу, поскольку вполне совместимы в
зависимости от сезонной, территориальной и ситуативной обустовленности
В любом случае важна принципиальная единосущность кошачьих хищников
Взрослый воин может как «выйти» из высокого семеино-хозяиственного и
воински-охранительного статуса (обретя при
|
|