Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Вадим Михайлин - ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-
 
 и 
бо!ато оттенками  а способы кочевого образа жизни не менее вариативны
    
82

В. Михайлин. Тропа звериных слов

    И она же чуть ниже отрицает саму возможность существования каких бы то ни 
было «кочевых государств» (при возможности родовых и племенных конфедераций и 
даже целых «степных империй») на том основании, что при существующей в аридном 
степном поясе (и обусловленной здешними условиями ведения хозяйства) крайне 
низкой плотности населения и, соответственно, крайне низкой частотности 
контактов между «чужими» узы кровного родства должны в любом случае создавать 
самую мощную систему связей между людьми, препятствуя тесному включению в иные, 
неродственные структуры.
     Clan, tribu. confederation, dans tout Ies cas, la notion de parentele 
etait detenninante. Et si les liens du sang se trouvaient distendus, le rite у 
pourvoyait. Des images et le commentaire d'Herodote disent comment les Scythes 
frater-nisaient en buvant du vin meld de leurs deux sangs. La reconnaissance 
d'un ancetre commun, reel ou suppose, constituait le plus fort des ciments'. 
(рис. 5).
[SNS: 353]
     Действительно, любая относительно крупная социальная структура, основанная 
на кровнородственных связях (или на связях, «дублирующих» кровнородственные), 
крайне диффузна, внутренне конфликтна, противоречива и способна 
консолидироваться только при выраженной угрозе существующему положению вещей. 
Причем угроза эта должна исходить извне — как то, скорее всего, и произошло в 
случае с походом Дария в скифскую степь. Однако вопрос о «терпимости» скифов к 
массированному вторжению чужаков на собственную территорию остается открытым.
     Попробую предложить свой вариант ответа на этот вопрос, связанный с 
исторически сложившимися в степной зоне Евразии способами хозяйствования, с 
«наследованием» этих способов от
чем типы оседлости. И в самом деле, что общего между собой имеют сезонные 
передвижения, скажем летние, заставляющие сниматься с места целую общину — или, 
может быть, только некоторую часть общины, — которая покидает жаркую и 
засушливую степь, чтобы подняться по речным долинам к северу или уйти выше, в 
предгорья <...> с беспрестанными, изо дня вдень, поисками драгоценных 
источников воды и редких пастбищ в зонах настолько засушливых, что какое бы то 
ни было движение вспять становится попросту невозможным».
         1 «Клан, племя, конфедерация: во всех случаях определяющим является 
понятие кровного родства. А если ощущается недостаточность кровных уз, их 
дополняв! ритуал. По свидетельству Геродота и по изобразительным памятникам нам 
известно, что скифы братались, испив вина, смешанного с кровью обоих участников 
ритуала. Признание общего родства, действительного или воображаемою, создавало 
самую надежную связь».
    
Скифы	83


Рис. 5
культуры к культуре и с их влиянием на социальную динамику в рамках каждой 
очередной культуры. Дело в том, что на протяжении долгого, в несколько тысяч 
лет срока, в степной зоне Евразии в числе прочих существовали весьма 
специфические формы хозяйствования, связанные с так называемым отгонным 
скотоводством [см: Лопатин 2002; а также: Шилов 1975; Доскач 1979]. Если в 
лесостепи и по берегам больших рек обитатели мелких нуклеар-ных поселений 
(скажем, срубно-го типа середины II тысячелетия до н.э.) вполне могли 
обеспечить свой скот кормами на весь год, то
жители открытых степных пространств, селившиеся по берегам мелких речушек, 
такой возможности были практически лишены — особенно в периоды аридизации 
местных ландшафтов. По этой причине скот в течение лета выпасался в речной 
пойме и на прилегающих пастбищах, а на зиму отгонялся на юг, на тебеневку, где 
он самостоятельно мог добывать из-под снега корм. Культуры эти никоим образом 
не были чисто скотоводческими, практикуя так называемые «мотыжное» земледелие, 
которое, естественно, требовало привязки к конкретным земельным ресурсам. 
Назвать способ жизни срубников кочевым или оседлым в классическом европейском 
понимании этих терминов нельзя. Известный саратовский археолог В.А. Лопатин 
пишет:
    ...в период развитой срубной культуры <...> мы имеем дело с новым феноменом,
 который образно можно охарактеризовать как «подвижное в неподвижном». Очень 
гибкая и подвижная форма хозяйствования — а именно сочетание 
придомно-пастушеского животноводства, требующего бережного, регламентированного 
использования местных степных и пойменных ресурсов, с неупорядоченным, 
хищническим потреблением кормов зимних пастбищ — занимала все силы 
дееспособного населения...
|Лопатин 2002: 91-92]
    Хочу обратить особое внимание на отмеченную исследователем принципиальную 
разницу в системах потребления ресурсов двух
    
84

В. Михаилин   Тропа звериных слов

различных хозяйственных зон, имевших в рамках срубной культуры четко выраженную 
сезонную привязку: летнюю и зимнюю.
    Близлежащие пойменные луга и водораздельные пастбища, как собственность 
всего племени, рода или большесемейной общины, используются крайне бережливо, 
так как местные обитатели хорошо представляли себе, насколько губительно 
воздействи
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-