Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Вадим Михайлин - ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-
 
ания зайца собакой, идентичные тем, 
которые мы видим на нашем нижнем поясе. Перед нами, таким образом, та же 
семантика отношений между центром и периферией.
[Раевский 1985: 230-231]
Рис  4
    Думается, нет особой необходимости подробно комментировать «брачные игры 
животных» и то обстоятельство, что они навряд ли связаны с «образами 
плодоносящего скота» из верхнего фриза «большой» пекторали. Однако имеет смысл 
обратить вни-
    
80	В Михаилин   Тропа звериных слов
мание, на отсутствие в центральной, «скотской» части торевтиче-ского текста 
пекторали из Большой Близницы крупного скота — коров и лошадей. Центр 
композиции здесь отдан молодому козлу, перед которым с двух сторон «склоняются» 
вполне взрослые баран и коза. Прочие фигуранты также сплошь козлы, бараны, козы,
 то есть мелкий рогатый скот. Композиция также построена на «динамическом 
равновесии»: в правой части дерутся два молодых козла, в левой рядом с 
торжественно выступающим бараном («торжествующим фарном») козел заигрывает с 
лежащей козой. Ограничен этот изобразительный текст, как и на нижнем фризе 
«большой» пекторали из Толстой Могилы, двумя «центробежными» псами, 
преследующими зайцев. По нашему мнению, есть все основания полагать, что в 
Большой Близнице был похоронен не взрослый скифский царь, а, так сказать, 
«принц»1, навечно оставшийся в первой, «собачье-заячьей» стадии воинской 
инициации2.
3.6. Территориальная динамика и проблема «отеческих могил»
    Прежде чем перейти к дальнейшему анализу скифского зооморфного кода, я 
позволю себе остановиться на вопросе о том, почему скифы настолько легко дали 
персидскому войску ходить по своей территории, пообещав вступить в настоящее 
сражение только в том случае, если враг отыщет их «отеческие могилы».
    Иван Маразов в уже цитированной выше книге затрагивает и проблему скифских 
«отеческих могил», вписывая ее в контекст весьма интересной дискуссии о 
семантической разнице между сокровищами, закопанными в контексте погребального 
обряда, и кладами, никак не связанными с погребальными комплексами. Его 
толкование смысла Иданфирсова ответа опирается на все те же 
структурно-семиотические модели, но, несмотря на явную уязвимость, 
представляется мне достаточно продуктивным. С его точки зрения, только 
«отеческие могилы» и были для скифов значимой и сакральной землей, а вся прочая 
земля для них, как для кочевников, была безразлична.
    The rest of the territory was a passive and indivisible area where all 
places were equally lacking any meaning, dead zone, of no value for the
         1 Речь в данном случае идет не только и не столько о возрастной, 
сколько о статусной оценке.
     'Традиционная интерпретация этого погребения как жреческою прел-с|авляе[ся 
в данной сшпн спорной
    
Скифы

81

economy and ideology ot the Scythians This is why they left the Persians tree 
to cross it and did not enter into battle with them1
[Marazov 1996  287-288]
     С одной стороны, обвинять кочевников в том, что их собственная земля 
лишена для них какого бы то ни было экономического и идеологического смысла, 
просто нелепо Лучшим тому доказательством являются кровавые воины, которые 
испокон веку вели между собой различные группы кочевников за «земли и воды», то 
есть за богатые пастбища и удобные источники пресной воды И даже просто попытка 
одной кочевой общности пройти сквозь земли, принадлежащие другой, как правило, 
наталкивается на самое ожесточенное сопротивление2
     С другой стороны, демонстративное безразличие скифов к тому, что вражеское 
войско топчет их землю, может быть объяснено достаточно просто в том случае, 
если скифы не были кочевниками в «классическом» для европейского гуманитарного 
сознания смысле слова' и действительно не воспринимали ближние 
северно-причерноморские степи как свою «коренную» территорию
     Вероник Шильц, ведущая современная французская специалистка по скифам, 
пишет о неоднозначности самого термина «кочевой», «номадический»
     Mais en reahte, la notion de nomadisme est multiple et nche et les 
manieres de nomadiser presque aussi vanees que les types de residence Comment 
comparer, en effet le deplacement saisonnierqui pousse I ete, la communaute — 
ou peut-etre settlement une partie de celle-ci — a abandonner a sa secheresse 
la steppe torride pour remonter le long des vallees vers le nord, ou en 
altitude sur les hauts plateaux < > avec la quete vitale, jour apres )our d'une 
eau introuvable et de paturages rarefies, dans des zones dont l'aridite 
interdit tout retour en arriere94
[SNS  353]
       1	«Вся прочая территория представляла собой нейтральную и неоформлен
ную область, где любое место было в равной степени лишено смысла, мерт
вую зону, не имевшую для скифов ценности ни с экономической, ни с идео
логической точки зрения Именно поэтому они и позвочичи персам свободно
пересечь ее и не стали сражаться с ними»
       2	Как это было в 1771 юду, коша калмыки попытались вернуться на «ис
торическую родину> сквозь 1уркестанские степи  занятые казахами [см    Ко
лесник 2003]
     ' Опирающемся на позднеантичный образ 1уннов, с его выраженными 
апокалиптическими обертонами ср классический пассаж у Аммианл Марпсл лина в Res 
Gestae (XXKI, 2)
       4 «Однако в действительности понятие 'номадизм' весьма разнообразн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-