|
ствовал Геродот
Рассматривая с этой точки зрения интересующее нас скифское предание о
воине с Дарием, мы видим, что оно может быть интерпретировано как хранящее
информацию самого различного характера это и этпогеографическая картина Скифии
и соседних с ней зечеть и данные о традиционных взаимоотношениях с соседними
народами, и принятые нормы социального поведения, организации войска, ведения
воины, и представления о достойном царе-военачальнике, и проанализированные
выше символические коды, присущие скифской культуре Это эпическое повествование
— хранилище не столько исторической памяти о конкретном событии в его
неповторимом своеобразии, сколько памяти социокультурной, обеспечивающей
будущим поколениям возможность адекватного принятым нормам поведения в
определенных типовых ситуациях Рассказ об этом событии — по сути, лишь повод
для передачи такой информации, и здесь допустимо достаточно вольное обращение с
реальностью, ее подчинение принятым моделям Соответственно реконструкция на его
основе реального хода военных действий — задача практически неосуществимая,
исторически достоверными здесь могут оказаться лишь данные самого общего
порядка
[Раевский 1985 70-71]
А дальше персам была показана масштабная и наверняка очень смешная, с
точки зрения скифов, картина огромная масса статусных воинов — именно статусных,
поскольку отряд Скопаса и приданные ему савроматы ушли к переправе через Дунай,
— гонится по степи за зайцем и растворяется в туманных далях Объяснять это
эпическое полотно, как то делает Д С Раевский, желанием во что бы то ни стало
поймать зайца для того, чтобы обеспечить себе пусть не благополучие, плодородие
и процветание, но хотя бы ситуативно более близкую удачу в бою, совершенно
бессмысленно, по одной простои причине боя-то не было Не потому же, в самом
деле, что скифы зайца так и не поймали
Так что раскритикованный Д С Раевским Е В Черненко, с чьей точки зрения
скифы просто издевались над персами, был не так уж неправ Конечно, это не была
попытка под смехотворным предлогом уклониться от боя, и читать этот эпизод
нужно через
Скифы 7}
призму особой семантической нафуженности каждого вовлеченно-го в него элемента,
но — с учетом обшей сугубо демонстративной природы всей этой акции
Не этим ли самым, не безнадежной ли погоней за заицем-Ско-пасом занималось
огромное персидское войско во главе с царем царей с самого начала военной
кампании' То есть по сути, делом сугубо мальчишеским, приличествующим разве что
«волкам» или «гончим псам», — но уж никак не полномочному представителю
Ахурамазды
Дарий назвал скифов своими рабами Скифы обиделись и в ответ «обложили его
псями» (одним из самых существенных воинских оскорблении применительно к
статусному воину, не говоря уже о царях), то есть приписали ему самый низший
возможный воинский статус1 А попутно предложили и дальше играть в догонялки,
если Дарию так уж нравятся подобные детские забавы
' Такою рода оскорбления чрезвычайно широко распространены в арха ических
воинских сообществах lie шй букет замечательных примеров даег «Старшая Элда»
(перебранка Синфьо! ш и Гудмунда в обеих «Песнях о Хель-ги Хундинтобоице»,
перебранка между Одином и Тором в «Песни о Харбар-де», «Перебранка Локл» и т д
) Но самый показатечьный пример содержится, пожалуй, в одной из статей «Са
шческои правды», трактующей о словесных оскорб шниях (Lex Sal XXX) «Свободный,
назвавшим другого "уродом', "грязным", "зайцем" или "волком' ('" — именно в
одной катеюрии1 — В М ) или обвинивший человека в том, что он бросил в сражении
свой щит, и не доказавший этого, уплачивает возмещение» (Цит по [Гуревич 1968]
Примеч нас 420) Кстати проблема брошенного шита в данном контексте также
приобретает несколько иные по сравнению с традиционно принятыми в классических
плуциях (как символ трусости и бегства с поля брани) коннотации Щит есть
атрибут «взрослого» вооружения, непременная деталь «боевого костюма» взрослого,
статусною воина— в противопочожность юноше, вооруженному легким и/или
метательным оружием Статусному воину бежать с поля боя «невместно» Бросивже щит,
он автоматически становится «раз! ильдяем», исключая себя из «гитьдии»
статусных воинов и возвращаясь в «бегающий» месье-волчий статус Архилохова
бравада и Тиртеевы призывы и впрямь приобретают совсем иной смысл1 Ср здесь же,
у Гуревича (ил с 396) вопросы, которые ставятся применительно к отдельным
пунктам «Салической правды» в качестве риторических не имеющих ответа с точки
фения наличного исторического знания «Почему принятие на собрании решения,
которое должно было обладав нерушимой силой, выражалось в потрясении всеми его
учаы никами оружием' Почему при ряде процедур было необходимо наличие Щита'» В
самом де ie — почему' Иранский Митра, а также прочие божества, «отвечающие» за
договор и «мировые соглашения» (вроде германского Тюра/ Тиу, покровителя тины)
заботятся го ц.ко о иаг>спых воинах, о «гражданах» «взрос 1ых мужчинах имеющих
право ноешь оружие», которые принимаю! Решения «всем миром» и которым можно
доверять ответственность за приня тые решения Напомню также практику
голосования звоном мечей о щиты (персы
|
|