Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Вадим Михайлин - ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-
 
опасова отряда — отряда «лучших 
всадников», высланных скифами навстречу персам, покуда основная масса 
народонаселения вместе с главными боевыми силами уходила в глубь материка, 
отряда, игравшего с персами в догонялки и прятки до тех пор, пока не вернулись 
взрослые бойцы
    Именно эта функция — пограничников, «передового полка», 
«казаков/разбойников» и т.д. — выпадает в скифской (и не только в скифской) 
воинской культуре на долю «гончих псов»3, членов
         1	«У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и
они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем» («Ис
тория», IV, 112) Откровенно маргинальный («собачий») характер носит и спо
соб сексуального контакта между юными скифами и амазонками — собствен
но, и позволивший им соединиться в единое «войско»
         2	Подробный ею разбор сточки зрения стоящих за ним ритуальных сiрук-
тур 0С1авлю на будущее — так же как и разбор ряда других приведенных у Ге
родота сюжетов, вроде сюжета о «войне с детьми рабов»
         3	С нашей точки зрения, «волчья» и «песья» ипостаси самого нижнего
воинского статуса в индоевропейской традиции были достаточно четко (хотя
и по-разному в разных культурах) увязаны с территориальностью (своя/чужая
земля) и просарансгвенной направленностью aipeccnn Находящиеся на сво
ей земле и воюющие против вторпнегося на нею пр01ивника подростковые
банды Скопаса, в «мирное» время несомненно промышлявшие но отдельно-
    
Скифы

65

юношеских воинских союзов, не-статусных воинов, «отрабатывающих» свой первый 
балц. Следует обратить внимание и еще на одно обстоятельство. По-настоящему 
тревожить персов, нападать на фуражирские отряды и «гонять» персидскую 
кавалерию скифы начинают только тогда, когда подходит их основная, «взрослая» 
армия. Эта же армия берет потом и всю добычу, — оставленный персами при бегстве 
лагерь. Скопас со своими людьми в это время отправляется на переговоры с 
охраняющими мост греками-ионийцами, то есть, с точки зрения скифов, с рабами 
персов. Двойственность «взрослой» армии, на мой взгляд, имеет смысл возводить 
все к той же тернарной структуре воинской организации, зафиксированной в 
осетинском институте «балц».
    В этом же ключе, как нам кажется, имеет смысл трактовать и проблему трех 
скифских царей, командующих тремя частями общескифского войска, и извечную 
проблему «трех скифских народов» (скифы-пахари, скифы-номады и царские скифы). 
Д.С. Раевский, рассуждая о проблеме трех царей, пишет:
    ...три скифских царя должны были соотноситься с другими триадами этой 
модели, в частности в космическом плане, и соответственно интерпретироваться 
как цари нижнего, среднего и верхнего миров. <...> Так, в африканских обществах 
пара царей трактовалась как «царь города» и «царь полей», «царь дня» и «царь 
ночи» и т.д.
[Раевский 1985: 121]
    Однако в африканском примере речь идет именно о бинарной, а не о тернарной 
модели, вполне соотносимой с сезонно-зональ-ной функциональностью мужских (и — 
царских) ролей. С триадой же получаются весьма забавные вещи. К. какой, 
спрашивается, части должен был относиться центр? К верхнему миру? Но он — по 
определению — средний. И мировое древо, не в первый раз, превращается в 
«загогулину».
    Не логичнее ли рассматривать троих царей как вождей возрастных воинских 
группировок, зафиксированных для огромного количества традиций, в том числе и 
иранских1? Если водили персов по
сти обыкновенным «казачьим» разбоем, а теперь объединенные вместе и 
«науськанные» на персов, утратили таким образом «волчьи» коннотации и приобрели 
«песьи».
     ' В «Киропедии» Ксенофонта (1, II, 4) читаем о своего рода «майдане» 
посреди персидской столицы, поделенном на четыре части, причем первая — 
«детская», а три другие предназначены для соответствующих воинских возрастных 
классов: «Первая из них предназначена для детей, вторая —для эфебов, третья — 
для зрелых мужей, четвертая же — для iex, кто по возрасту уже не
3. Заказ № 1635.

66

В  Михаи шн   Трипа звериных с we

степи, уклоняясь при этом от каких бы то ни было прямых столкновении, скифские 
«однолетки», то с приходом воинов в статусе «трехлетнего» и «семилетнего» 
балцев разговор начинается совсем иной, — при сохранении общей, стратегически 
выгодной «уклончивой» тактики' Кроме того, скифы время от времени вступают с 
персами в своеобразный символический диалог, предлагая им для прочтения своего 
рода ребусы, смысл которых не слишком внятен Геродоту, но зато — в силу ли 
общих иранских корней или в силу «ситуативной прозрачности» — вполне доступен 
персам. Особен-
может быть воином» (Здесь и далее цит по Ксенофонт Киропедия М , 1977) Далее 
Ксснофонг уточняет, чго «старики» юже принимают участие в воинах, но только на 
своей территории В примечании к лому пассажу В Г Борухо-вич и Э Д Фролов (с 
290) сопоставляют это статусно-возрастное членение персидского «народа-войска» 
с соответствующими спартанскими институтами «Полезно сравнить описание 
возрастных групп у персов в изображении Ксенофоита с соответствующим делением 
граждан в Спарте Спартанские мальчики в возрасте от 7 до 18 лет относились к 
возрастной группе детей, затем они переходили в группу меллиренов (от 18 до 20 
лет), после чет становились иренами (от 20
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-