|
На наш взгляд, обстоятельства, связанные с этой непонятной тройственностью,
то и дело выглядывающей из-под «парной» структуры, станут немного яснее, если
разобраться с тем, кто именно примыкает к той и к другой части скифского войска.
С гелонами и будинами, соединившимися с «основной» скифской армией, у
Геродота явные нелады. Из его книги (IV, 108—109) мы первым делом узнаем, что
будины — большое и многочисленное племя, в землях которого стоит город под
названием Гелон. Далее в тексте термины «гелоны» и «будины» с завидной
регулярностью чередуются между собой применительно к одним и тем же реалиям, и
все это — в сопровождении явно сбивчивых комментариев о том, что они все-таки
не одно и то же (разный образ жизни и разный язык; будины — кочевники, гелоны —
земледельцы), и вовсе уж несуразных фантазий: о том, например, что будины в
отличие от всех других народов питаются сосновыми шишками1. При всей неясности
исходного (pGapoxpcxYEOi (комментаторами и переводчиками привлекались и
кедровые орешки в качестве пищи бу-динов — при полной исторической
несовместимости южнорусской равнины с кедрами, — и белки, которые едят шишки и
которых, в
1 Пользуясь случаем, хочу выразить особую благодарность Е И. Смыкову за
ценные замечания относительно ряда конкретных древнегреческих реалии и за общую
помощь и по/щержку в ходе рабо1ы надданной скиьеи
Скифы 6^
свою очередь, ловят будимы) и вероятности толкования его в том смысле, что
будины, «ищущие» паразитов (базисный смысл греческого србар — именно «вошь»),
не просто «приводят их к ногтю», а отправляют в рот, данная характеристика
свидетельствует об одном: Геродот сваливал в кучу все доступные ему сведения о
гелонах с будинами, не слишком заботясь об отделении зерен от плевел. «Впрочем,
эллины, — пишет далее Геродот, — и будинов зовут ге-лонами,хотя и неправильно».
Подобные противоречия в текстах древних историков чаше всего имеют под
собой одно основание: автор в данном случае пользуется информацией, конкретного
смысла которой не понимает, либо же принимает информацию, «закодированную»
посредством того или иного незнакомого ему мифологического, символического и т.
д. кода за чистую монету. Так, собственно, появились и знаменитые песьеглавцы,
и аргимаспы, вечно сражающиеся с грифонами из-за золота. В обоих случаях речь
идет об имеющих ритуальную природу сюжетах (не важно, вербальных или
изобразительных), автоматически «переведенных» греками (и/или их более поздними
интерпретаторами) в реально-сюжетный план. «Блюдя марку», автор пытается
следовать сразу двум стратегиям: с одной стороны, он стремится привести
максимально возможное количество собранных им в отношении данного предмета
фактов, а с другой — рационально объяснить каждый конкретный факт с позиций
элементарного здравого смысла, не слишком заботясь при этом о связности общей
картины. Как и Тацит, откровенно путающийся в семантической наполненности
некоторых свойственных германцам поведенческих практик', Геродот смешивает
между собой различные пространственно-магнетические реальности малознакомых ему
племен, а соответственно и разные способы поведения, — поскольку, с его точки
зрения, все они в равной степени маргинальны. Поэтому одно и то же племя,
выступающее в разных пространственно-магнетических (сезонных, территориальных,
возрастных, статусных и т.д.) ипостасях, легко может превратиться в два или три
разных племени или даже в четыре, если предположить, что два скифских «царства»
и гелоны с будинами суть всего лишь различные страты единого «этноса»,
по-разному репрезентирующие себя в различных пространственно-магнетических
контекстах. И наоборот, разноплеменные походные дружины, объединенные только
способом жизни и «оперативной территорией», могут восприниматься как единый
народ (к вопросу о «готской проблеме»).
Случай, достаточно подробно рассмотренный в главе «Между волком и
собакой .» в разделе «Архаика и современность» данной киши
64
В Muxaii iiiH 1 pona звериных шов
С присоединившимися к отряду Скопаса савроматами все гораздо проще Важно
только вовремя обратить внимание на одно весьма значимое для нас обстоятельство.
Геродот пересказывает не просто сведения о савроматах (с которыми он, судя по
всему, лично не знаком, — так же как с гелонами и будинами), а некий сюжет,
явно скифский по происхождению и столь же явно «сцепленный» с сюжетом о
скифо-персидскои войне И стоит только оценить «идеологию» эгого сюжета, чтобы
смысл соединения савроматов именно с отрядом Скопаса, да и сама по себе природа
этого отряда стали совершенно очевидны.
«Савроматский сюжет» Геродота возводит происхождение этого племени к
откровенно не-статусному соединению отряда скифских юношей («псов» или «волков»
по статусу) с отрядом невесть откуда взявшихся в скифских степях амазонок, то
есть маргинальной «валькирической» группы воительниц, пребывающих в пожизненном
девичьем статусе1 и подобных в этом отношении будущим восточнославянским
поляницам. То, что данный сюжет определенно имеет ритуальное происхождение (так
же как и значительная часть других пересказанных Геродотом и откровенно не
понятых ни им самим, ни последующими интерпретаторами сюжетов), а к реальным
савроматам относится более чем опосредованно, не вызывает у нас ни малейшего
сомнения2 Как не вызывает сомнения и суть С
|
|