|
«Брак» Хамыца с «царевною водной» из хтонического царства бценов (вар с
дочерью хозяина водного царства Донбеттыра), кстати, также явно нестатусный, да
и добыча невесты во всех ва риантах сюжета также сопряжена с демонстрацией
воинской и охотничьей несостоятельности Хамыца В данном случае перед нами
откровенная версия традиционного сюжета о «царевне-лягушке», поскольку добытая
Хамыцем «жена» днем именно в ля гушку (вар в черепаху) и превращается, причем
показывать прочим нартам ее тоже никак нельзя, — по условиям заключенного ею с
Хамыцем договора А когда Сырдон все-таки разоблачает Хамыца и высмеивает его
перед нартами, лягушка уходит, предварительно дохнув (плюнув) на спину
«героя-победителя» Хамыца, у которого между лопатками тут же появляется опухоль,
откуда со временем выскакивает раскаленный железный младенец Батрадз, будущий
погубитель нартов Так что Хамыц рождает его сам, причем из спины, что выводит
нас на весьма забавные эротические параллели, связанные скорее не с
прокреативной символикой, но
Показлютьнд в этом отношении и общеизвестная эмблема журнала <П 1еибои>
ставшая после отгремевшей на Западе сексуальной революции симво юч не только и
не столько печатного издания, сколько определенного способа жизни То
обстоятельство что заяц здесь заменен на кротика суги депа не меняет Плейбои
(человек естественно а не журнал) не размножает ся н 1еибои совокупляется
Скифы
61
с принятыми в среде воинских мужских союзов юмосексуа 1ьны-ми практиками1
3.4. «Заячий» сюжет у Геродота
Сюжет со скифским войском, пустившимся в погоню за зайцем вместо боя с
персами, естественно, трактовать нужно, исходя прежде всего из возможных
ритуально-магистических мотивации такого более чем нестандартного поведения
перед лицом изготовившегося к схватке противника Чтобы разобраться в этих
мотивациях, вспомним для начала, как развивались предшествующие события Итак,
армия Дария переходит через Дунай и вторгается в скифские степи Скифы, собрав
войско, делят его на три части, причем одна из них, под командованием Скопаса
(Скопасиса), идет более или менее строго вдоль северного берега Черного моря на
восток, завлекая персов в глубь территории и всячески осложняя им жизнь, но не
настолько, чтобы персы совсем отказались от преследования Выжигая степь и
отравляя источники пресной воды, скифы не забывали время от времени
«подбрасывать» персам «случайно отставшие» стада скота Итак, людская часть
живой силы персидской армии от голода не страдала — во многом стараниями самих
же скифов С пресной водой, по большому счету, проблем тоже особых не было, если
учесть количество рек, текущих через южнорусские степи, а на то, чтобы сделать
непригодной для питья воду даже в небольших речушках типа Кальмиуса, скифам
явно недостало бы ни сил, ни средств Следовательно, главной целью
«экологической» акции было уничтожение подножного корма то есть скифы,
заманивая Дария все дальше и дальше в степь, пытались максимально ограничить
способность его армии к маневру и тем самым сделать свое единственное исходное
преимущество — большую по сравнению с персами маневренность на знакомой
территории — абсолютным
Две другие части скифского войска под командованием Идан-фирса и Таксака
(Таксакиса), очевидно сопровождая основную
1 Показательна «кульгурологическая» параллель между отношением геро
ев-нартов к «постельному герою» Хамыцу и принятой в 01ечесгвенной тюрем
но-блатнои культуре системой восприятия < мохнатых воров>, осужденных по ci
117 бывшею советскою УК Значительная часть <пе1ухов>, «опущенных>,
рекрутировалась как раз из осужденных за изнаси ювание В oi ношении тра
диционных гомосексуальных культур см прекрасную работу К Дж Довера «Греческая
юмосексуальность» [Dover 1978] и 1лаву <Древнегреческая игривая культура » в
«треческом» разделе л ой кнши
62
В Михиилин. Тропа звериных слов
массу населения и «движимого имущества», отрываются от персов и уходят куда-то
в сторону, вероятнее всего на северо-восток. «Сопроводив» эвакуацию, основная
масса скифских бойцов возвращается к основному театру военных действий,
подменив отряд Ско-паса, который тем временем уходит мимо персов обратно к
Дунаю, чтобы попытаться договориться с оставшимися охранять переправу ионийцами
о разрушении наведенного понтонного моста. Именно к этому времени и относится
эпизод с зайцем и с несостоявшейся битвой.
Первое, что обращает на себя внимание, — количество отрядов, на которые
делится скифское войско. У Геродота никакой ясности по этому вопросу нет. Он
говорит о двух отрядах, но подчеркивает, что первое войско «принадлежало к
первой из трех частей скифского царства», а второе составляли «два других
царства — великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был
Таксакис» (VI, 120). Таким образом, перед нами тернарная структура,
поделившаяся на две неравные части, не утратив при этом своей тернарности. Ту
же структуру имеют и присоединившиеся к скифам «союзные» войска. К отряду
Скопаса примыкают только савроматы, тогда как к войску Иданфирса и Таксака —
два народа, гелоны и будины.
|
|