Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Вадим Михайлин - ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-
 
м этим изменениям, а следовательно, «моментален» с точки 
зрения перехода от «того, что было» к «тому, что стало» Ср в этой связи 
«моментальноегь» судьбы в скандинавской скальдической по'лии и ее способность 
воплощап,ся в жесте, riociyiiKe, детали
    
38	В. Михаилин   Тропа звериных слов
    Жертва же воинская, приносимая в Диком поле по законам Дикого поля, чаще 
всего не имеет никакого отношения к прокре-ативной символике (к растительной же 
— весьма специфическое)1, хотя не менее четко ориентирована на центральную ось 
соответствующего ритуала. Вот только ось будет в данном случае, вероятнее всего,
 не растительной, а металлической. Впрочем, об этом позже: после того как будут 
проанализированы конкретные образы, составляющие сюжет пекторали. Именно сюжет, 
с нашей, современной точки зрения, ибо, на мой взгляд, эта пектораль есть не 
что иное, как своеобразный «послужной список» и одновременно «наградной лист» 
похороненного в Толстой Могиле царя. А к анализу составляющих данный 
«биографически выстроенный» текст образов можно будет, в свою очередь, 
приступить только после того, как мы обратимся к центральному для этого текста 
понятию, понятию судьбы в его соотнесенности с архаичными репрезентативными 
техниками.
2. ПОНЯТИЕ «СУДЬБЫ»
И ЕГО ТЕКСТУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ АРХАИЧНЫХ
И «ЭПИЧЕСКИХ» КУЛЬТУР2
2.1. Нарратив, протагонист, «судьба»
    Восприятие человеческой жизни как единого значимого целого есть в истории 
мировой культуры явление относительно недавнее. В Греции V!—V веков до н.э. 
человеческая жизнь уже воспринимается как единый сюжет, при сохранности, однако,
 представления о членении этого сюжета на определенные, четко отграниченные 
друг от друга и обладающие нормативным внутренним единством отрезки (Солон, 
«Седьмицы человеческой жизни»). В более архаичных с точки зрения социальной 
организации сообществах един-
     ' «Для мандалы IX, по наблюдению Т Оберлиса, характерно изображение Сомы в 
образе агрессивного паря, собирающегося в военный поход за добычей, причем это 
изображение умещается в рамках последовательных этапов приготовления амриты 
стекание выжатою сока из-под пресса — выезд царя в военный поход, очищение сока 
через цедилку — преодоление препятствий на nyi и к победе, стекание сока в 
сосуды — нападение на укрепления противника, смешение с молоком — захват и 
раздел добычи» [Елизаренкова 19996 338)
        1 Разделы 2 1 и 2 2 настоящей главы были опубликованы в качестве 
отдельной статьи [Михаилин 2002а] Для данного издания теки был переработан и 
дополнен
    
Скифы

39

ство различных индивидов, принадлежащих к одному и тому же возрастному и 
социальному разряду, зачастую гораздо более значимо, нежели последовательная 
связь сменяющих друг друга «эпизодов» в рамках одной индивидуальной биографии.
    В области истории текста как части общей истории человеческой культуры это 
выводит нас на достаточно конкретные количественные и качественные 
характеристики вероятной (сколь угодно гипотетической и условной) исходной 
формы нарратива. Оговорю сразу ряд существенно важных для меня в данном случае 
понятий. Литература (и всякий ориентированный на репрезентативную функцию текст,
 в том числе и изобразительный) в определенном смысле есть форма коллективной 
памяти, ответственная за непрямое постулирование общезначимых в пределах данной 
конкретной традиции истин. Базисной структурой литературного текста является 
нарратив: рассказанный сюжетный эпизод, наделенный качеством миметического 
перехода, то есть вовлекающий слушателя и/или зрителя (позже — читателя) в 
индивидуально-личностный акт «вчувствования» в судьбу персонажа с одновременным 
усвоением некой суммы социально значимого опыта В пределах одного, отдельно 
взятого нарратива, еще не вписанного в позднейшую логику «генеалогизации»1, под 
«судьбой» понимается «моментальное»2 изменение статуса персонажа, переводящее 
его из одного пространственно-магнетического контекста в другой.
    Мы имеем все основания предполагать, что первичные текстуальные практики, 
породившие в дальнейшем повествовательную традицию (а следовательно, и традицию 
литературную), существовали в контексте сугубо ритуальном и являли собой не что 
иное, как вербальный план ритуального действа. Отсюда вытекает ряд общих 
характеристик гипотетического исходного нарративного текста.
    Во-первых, речь идет о наборе характеристик, определяемых синкретической 
природой исходного повествования. Все уровни организации текста, а также все 
составляющие текст единицы и структуры в равной степени значимы для его 
адекватного восприятия, причем смысл каждого отдельного уровня и каждой отдель-
        1	Которая встраивает персонаж в систему причинно-следственных связей
как в рамках «индивидуальной истории», так и в более широких рамках исто
рии родовой или истории страны, народа, конфессии и т д
        2	«Значимый момент» с точки зрения «календарного» времени может быт ь
растянут на сколь угодно долгий срок Однако, при синкретическом характе
ре исходною нарратива, временной аспект происходящих с персонажем изме
нений по смыслу равен самим этим изменениям, а следовательно, «момента
лен» с точки зрения перехода от «того, что было» к «тому, что сi ало» Ср в тгои
связи «моменталь
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 321
 <<-