|
го по себе раса-ния, которое растет и вверх и вниз, одновременно в двух
мирах (замеi им особо, что именно в двух, а не в трех) Для ритуала перехода
данное обстоятельсi во есть условие необходимое и достаточное.
38
В Михайлин Тропа звериных слов
Жертва же воинская, приносимая в Диком поле по законам Дикого поля, чаще
всего не имеет никакого отношения к прокре-ативной символике (к растительной же
— весьма специфическое)1, хотя не менее четко ориентирована на центральную ось
соответствующего ритуала Вот только ось будет в данном случае, вероятнее всего,
не растительной, а металлической Впрочем, об этом позже после того как будут
проанализированы конкретные образы, составляющие сюжет пекторали Именно сюжет,
с нашей, современной точки зрения, ибо, на мой взгляд, эта пектораль есть не
что иное, как своеобразный «послужной список» и одновременно «наградной лист»
похороненного в Толстой Могиле царя А к анализу составляющих данный
«биографически выстроенный» текст образов можно будет, в свою очередь,
приступить только после того, как мы обратимся к центральному для этого текста
понятию, понятию судьбы в его соотнесенности с архаичными репрезентативными
техниками
2. ПОНЯТИЕ «СУДЬБЫ»
И ЕГО ТЕКСТУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ АРХАИЧНЫХ
И «ЭПИЧЕСКИХ» КУЛЬТУР2
2.1. Нарратив, протагонист, «судьба»
Восприятие человеческой жизни как единого значимого целого есгь в истории
мировой культуры явление относительно недавнее В Греции VI—V веков до н э
человеческая жизнь уже воспринимается как единый сюжет, при сохранности, однако,
представления о членении этого сюжета на определенные, четко отграниченные
друг от друга и обладающие нормативным внутренним единством отрезки (Солон,
«Седьмицы человеческой жизни») В более архаичных с точки зрения социальной
организации сообществах един-
' «Для мандалы IX по наблюдению Т Оберлиса, характерно изображение Сомы в
образе агрессивного царя, собирающегося в военный поход за добычей, причем JTO
изображение умещается в рамклх последовательных этапов приготовления амриты
стекание выжатого сока из-под пресса — выезд царя в военный поход, очищение
сока через цедилку — преодоление препятствий на iiyin к победе, стекание сока в
сосуды — нападение на укрепления противника, смешение с молоком — захват и
раздел добычи» [FjnuapeiiKona 19996 338]
2 Разделы 2 1 и 2 2 настоящей главы были опубликованы в качестве
отдельной статьи [Михайлин 2002а] Для данного издания TCKCI бы i нерерабоип и
дополнен
Скифы
39
ство различных индивидов, принадлежащих к одному и тому же возрастному и
социальному разряду, зачастую гораздо более значимо, нежели последовательная
связь сменяющих друг друга «эпизодов» в рамках одной индивидуальной биографии.
В области истории текста как части общей истории человеческой культуры это
выводит нас на достаточно конкретные количественные и качественные
характеристики вероятной (сколь угодно гипотетической и условной) исходной
формы нарратива. Оговорю сразу ряд существенно важных для меня в данном случае
понятий. Литература (и всякий ориентированный на репрезентативную функцию текст,
в том числе и изобразительный) в определенном смысле есть форма коллективной
памяти, ответственная за непрямое постулирование общезначимых в пределах данной
конкретной традиции истин. Базисной структурой литературного текста является
нарратив: рассказанный сюжетный эпизод, наделенный качеством миметического
перехода, то есть вовлекающий слушателя и/или зрителя (позже — читателя) в
индивидуально-личностный акт «вчувствования» в судьбу персонажа с одновременным
усвоением некой суммы социально значимого опыта. В пределах одного, отдельно
взятого нарратива, еще не вписанного в позднейшую логику «генеалогизации»1, под
«судьбой» понимается «моментальное»2 изменение статуса персонажа, переводящее
его из одного пространственно-магнетического контекста в другой.
Мы имеем все основания предполагать, что первичные текстуальные практики,
породившие в дальнейшем повествовательную традицию (а следовательно, и традицию
литературную), существовали в контексте сугубо ритуальном и являли собой не что
иное, как вербальный план ритуального действа. Отсюда вытекает ряд общих
характеристик гипотетического исходного нарративного текста.
Во-первых, речь идет о наборе характеристик, определяемых синкретической
природой исходного повествования. Все уровни организации текста, а также все
составляющие текст единицы и структуры в равной степени значимы для его
адекватного восприятия, причем смысл каждого отдельного уровня и каждой отдель-
' Которая встраивает персонаж в систему причинно-следственных связей как в
рамках «индивидуальной истории», так и в более широких рамках истории родовой
или истории страны, народа, конфессии и т д.
- «Значимый момент» с точки зрения «календарного» времени может бьп ь
растянут на сколь угодно долгий срок Однако, при синкретическом характере
исходною нарратива, временной аспект происходящих с персонажем изменений по
смыслу равен сам
|
|