|
– Я надела твои брюки, теперь ты надень, пожалуйста, мои трусики! (Обратите
внимание на мягкую, недирективную технику жены в отличие от авторитарного
образа действий ее мужа!)
Молодой пытается натянуть на себя трусики, но безуспешно: мешает плотное
сложение.
– В эти трусики я не могу забраться, – говорит он жене.
Супруга отвечает:
– Ты никогда не заберешься в эти трусики, если не изменишь своего поведения.
Опытный специалист может решить, имеет ли отношение к стратегиям следующая
история, происшедшая с нашей супружеской парой несколько лет спустя.
?Семь часов утра. Жена, охваченная яростью, ждет мужа. Прошлой ночью он так
и не пришел домой. Наконец муж появляется. Она набрасывается на него:
– Ну, и как ты объяснишь мне свое поведение?
Муж:
– Не заводись! У нас было совещание на работе. Закончилось поздно. Поезда
больше не ходили, и мне пришлось отвезти секретаршу на машине домой. По дороге
мы ругали тех, кто устраивает такие дурацкие совещания. Я так разволновался,
что дважды чуть не попал в аварию. Секретарша, пытаясь меня успокоить, сказала,
что в таком состоянии я не должен вести машину. Она пригласила меня на чашку
чая. Когда волнение улеглось, я почувствовал себя вдруг смертельно усталым.
Секретарша сказал: “Я не позволю Вам ехать в таком состоянии”. Она постелила
мне на диване. Потом...
Жена взрывается и прерывает его:
– Только, пожалуйста, не ври мне! Ты снова всю ночь просидел в офисе за
компьютером!
ПРЕВРАЩЕНИЕ СТРУКТУРЫ
ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СТРУКТУРУ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА
Русский психолог Л.С. Выготский разработал концепцию, согласно которой
структура внешнего взаимодействия превращается в структуру внутреннего диалога.
От того, как человек обращается с другими, зависит его обращение с самим собой,
а от этого, затем, вновь его обращение с другими25.
Рассмотрим с этих позиций следующий разговор:
?Озабоченная мать обсуждает проблемы воспитания со своей лучшей подругой:
– Пожалуй, я воспитываю своего Клауса слишком строго.
Подруга спрашивает, почему она так думает.
– Недавно, в его третий день рождения мы ходили с ним на ярмарку. И там я
потеряла его. Наконец я нашла Клауса в полицейском участке: он сказал
полицейским, что его зовут Клаус Перестань.
А вот история о сыне одного мафиози. Каждый вечер, стоя на коленях перед
портретом Иисуса, он просит:
– Дорогой Господь Иисус, сделай так, чтобы у меня был гоночный велосипед!
День проходит за днем, но мечта о гоночном велосипеде так и остается мечтой.
Тогда мальчик забрался в церковь и украл статую Мадонны. Он старательно
запаковывает ее в бумагу и прячет в сарае. Затем снова встает на колени перед
портретом Иисуса:
– Так вот, дорогой Господь Иисус, если ты хочешь снова увидеть свою мать...
“СТРУКТУРА МАГИИ”,
ИЛИ УЧИМСЯ У МАСТЕРОВ ОБЩЕНИЯ
“Структура магии” – это название книги, написанной Гриндером и Бэндлером.
Основатели НЛП исходят из того, что ошеломляющие успехи старых мастеров
психотерапии, потрясающая быстрота и эффективность их работы не является
результатом какого-то волшебства. За всем этим стоят определенные принципы,
которым можно учить и которым можно научиться. Они анализировали и
интерпретировали подходы таких выдающихся мастеров-психотерапевтов прошлого,
как Эриксон, Перлз и Сатир. Разложили методы этих мастеров на составляющие
элементы и проследили наличие тех же составляющих в работе и других мастеров
общения. Некоторые психотерапевты полагают, что указанные авторы чересчур
далеко заходят в своих интерпретациях и вносят в общение слишком много магии.
Насколько тяжело бывает подражать настоящим мастерам в общении (вербальном
и невербальном), показывает история, которую мы нашли в книге Айзека Азимова.
Она заставляет нас вспомнить старую мудрость: “Все в этом мире имеет свое
значение, намного превосходящее само себя”.
?Средневековье. Рим. Папа хочет изгнать из города евреев. Нарастает
напряжение. Возникает угроза гражданской войны. В конце концов Папа предлагает
провести открытый диспут с каким-нибудь представителем евреев. Если евреи
одержат верх в этом диспуте, они смогут остаться в Риме. Если победит Папа – им
придется покинуть город. Но ни один из раввинов не желает участвовать в таком
диспуте, считая его пустой затеей, ибо Папа будет в нем одновременно и
участником, и верховным судьей. Но вот приходит синагогальный служка и заявляет
о своей готовности поспорить с Папой. Раввины сначала не соглашаются, считая,
что такое важное дело, как диспут с Папой, синагогальному служке не по силам.
Но поскольку других желающих потягаться с Папой не находится, они соглашаются.
И вот наступил день диспута. Папа между тем потерял свою уверенность. Он
вдруг стал сомневаться, сможет ли победить в открытом поединке с воспитанными
|
|