|
на Талмуде евреями с их риторикой и склонностью к использованию парадоксов.
Папа, сам устанавливая правила игры, решает, что диспут должен проходить в
полном безмолвии (как сказали бы психологи, носить совершенно невербальный
характер).
Диспут начинается. Папа сжимает руку в кулак, лишь указательный палец
остается выпрямленным, и делает энергичный жест в сторону неба. Синагогальный
служка столь же энергично показывает на землю. Папа снова показывает
указательным пальцем на небо. Синагогальный служка поднимает правую руку и
решительным жестом показывает три пальца. Папа несколько озадачен. После
непродолжительных колебаний он запускает руку в свою мантию и вытаскивает
замечательное круглое золотое яблочко. Без промедления синагогальный служка
запускает руку в свой халат и церемонно достает оттуда пакетик. Затем он
разворачивает его и достает мацу. Папа кивает головой и говорит:
– Вы победили.
Папа вместе с потрясенными кардиналами уходит.
– Прошу прощения, – говорит он, – этот человек оказался исключительно
находчивым, настоящим мастером диспута. Я не мог его победить.
Кардиналы спрашивают, что же произошло, никто из них ничего не понял. Папа
объясняет:
– Все ведь было ясно. Я показал указательным пальцем на небо, говоря тем
самым: “Есть только один Бог”. Мой оппонент возразил, указав на землю: “В аду
есть и дьявол”. Что я мог на это ответить?” Ведь это соответствует положениям
нашей католической веры. И я сказал: “Но Бог все же сильнее”. А служка ответил,
подняв три пальца: “Но только потому, что Бог триедин”. И что я мог возразить,
ведь именно так утверждает наша религия. Затем я хотел вразумить его, показав
яблоко как символ лжеучения, согласно которому Земля представляет собой шар.
Что делает в ответ он? Показывает лепешку, мацу, и говорит тем самым, что в
действительности Земля плоская. Все правильно. Так я и проиграл.
Но и раввины озадачены ходом диспута. Больше всего их удивила быстрота, с
какой синагогальный служка взял верх над Папой.
– Как это тебе удалось? – спрашивают они его.
– Очень просто, – отвечает служка. – сначала Папа показал мне кулак с
оттопыренным пальцем, что означало: “Убирайтесь из Рима”. Тогда я дал ему
понять, что мы останемся здесь, что бы ни случилось. Тогда он снова показал мне
кулак с оттопыренным пальцем, говоря тем самым: “И все же вы уберетесь отсюда”.
Я ответил: “Ты можешь повторить это трижды, а мы все равно останемся здесь”. И
что он тогда сделал? Он вдруг сунул руку в карман и достал оттуда то, что у
него было с собой на полдник. Тогда и я показал ему, что у меня на полдник.
ПРОЦЕСС ПОИСКА
Процесс поиска – понятие, существующее в гипнотерапии. Психотерапевт
пытается направить процесс поиска, осуществляемый клиентом, на решение проблемы.
Для этого можно, например, рассказать клиенту какую-нибудь историю, которая
вроде бы и не имеет прямого отношения к делу. Клиент начинает искать смысл этой
истории и в процессе поиска часто возникают оригинальные идеи, приходят решения
беспокоящих клиента проблем.
В нашей повседневной жизни такие процессы поиска имеют место довольно часто,
о чем свидетельствует история, происшедшая несколько десятилетий тому назад.
?Большой пассажирский корабль держит курс на США по холодным северным морям.
Дело происходит зимой. Вдруг выясняется, что руль заклинило, и корабль несет
на гигантский айсберг. При столкновении с ним корабль может разбиться. Капитан
вызывает к себе одного пассажира и объясняет ситуацию:
– Я знаю, что Вы Вальтер Улони, фокусник мирового класса. Только Вы можете
спасти нас. Через 30 минут наш корабль столкнется с айсбергом. Оснований для
паники все же нет, так как другие корабли уже идут нам на помощь. Но дело в том,
что все пассажиры сейчас находятся в танцзале, и если они узнают о
происходящем, может возникнуть паника. Люди погибнут в давке, спасательные
лодки будут повреждены, некоторые пассажиры в панике могут прыгнуть за борт. Я
прошу Вас пойти в зал и отвлечь людей. Если окажется, что столкновения с
айсбергом не избежать, я дам Вам знать, и Вы объявите, что следующий номер
будет коронным: Вы разломаете корабль надвое. Прежде чем люди заметят, что это
не фокус, большинство пассажиров будет сидеть в спасательных лодках.
Иллюзионист делает все, о чем просит его капитан: показывает карточные
фокусы, читает мысли. Короче говоря, приковывает внимание публики. Так проходит
полчаса, и тогда капитан делает условный знак.
Фокусник:
– А теперь мой последний номер, гвоздь программы. Сейчас я разломаю корабль
на две части. А мы все сядем в спасательные лодки.
И он делает выразительный энергичный жест. Корабль содрогается, раздается
ужасающий звук. За несколько минут корабль опустел, большинство пассажиров
сидит в спасательных лодках. На помощь приходят другие корабли и берут на борт
растерянных и испуганных пассажиров. Фокусник висит на поручнях, ожидая, когда
можно будет сесть в одну из последних спасательных лодок. Ему холодно, его
пробирает дрожь. Сидящий в лодке пассажир спрашивает его:
– Скажите, не Вы ли тот фокусник, из-за которого корабль столкнулся с
айсбергом? Не могли бы Вы объяснить, как Вам удался этот трюк?
Эту историю давно бы уже забыли, если бы не два пассажира из другого
анекдота. После кораблекрушения одному из них удалось спастись, забравшись на
концертный рояль, плавающий в море. Второй подплывает к нему и спрашивает:
– Вы не против дуэта?
|
|