|
Вывод: если мы понимаем под смертью прекращение для нас контакта с привычным
миром,
то что в этом "страшного"? Это не более, чем страх перед "неизвестным".
Всплывает концепция:
"неизвестное - страшно". И с ней далее проделывается работа по той же схеме:
"Неизвестное - страшно"
- Почему страшно неизвестное?
- Потому что неизвестно, что это будет - плохое или хорошее. Хорошего,
конечно, бояться не
стоит, так что получается - мы боимся, что за неизвестным кроется плохое.
- Почему "плохого" нужно бояться?
- Не знаю. Просто все так делают, и я заодно. Если я не понимаю, почему я
должна делать
что-то, то я просто не буду это делать.
Вывод: "Все" много чего делают, это не значит, что я должна это слепо
копировать, если не
чувствую для того достаточных оснований. А бояться плохого бессмысленно - это
не поможет мне
избежать его, но зато очень хорошо может отравить жизнь страхом и беспокойством.
Вторая ветка: "Смерть - страшна"
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они боятся смерти?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование,
которым они так
дорожат.
- А почему это страшно - не существовать?
- Не знаю, здесь я не нахожу ответа. У меня нет опыта "не существования", и
я никогда не
слышала ни о ком таком, который бы сначала "не существовал", а потом сказал,
что это
страшно.
Вывод: концепция не имеет под собой оснований, которые могли бы показаться
мне
достаточными для дальнейшего следования ей.
В процессе работы с концепциями я поняла, что для их рассеивания мне не
всегда
необходимо формирование антиконцепции. Если путём постановки вопросов к
концепции я
прихожу к "логическому тупику", то есть не могу обнаружить чётких аргументов в
её пользу, то
последнее, что остаётся, это спросить в этом случае: "Почему же тогда я
принимаю данное
утверждение за истинное и следую ему?" В итоге - концепция развенчана. Таким
образом, в том
случае, когда я создаю антиконцепцию, я как бы исповедую новую концепцию,
следование
которой включает в себя "неследование" исходной. А в случае "постановки
вопросов" исходная
концепция проявляет свою абсурдность и убивает себя сама.
Или вот ещё: "Маму нельзя обижать"
- Почему?
- Потому что ей будет больно и плохо.
- Почему ей будет больно и плохо?
- Потому что она считает, что если я веду себя с ней не так, как "должна
вести себя дочь с
матерью", то у неё есть "причина" обидеться. А если такие "причины" у неё есть,
то я ничего не
могу с этим поделать, ведь это ЕЁ "причины", следовательно от меня не зависит
её выбор -
обижаться или не обижаться.
Вывод: я не могу обидеть маму своим поведением, если она сама не захочет
"обидеться"; её
"обида" от меня не зависит.
И так далее... Вопросы могут быть самыми разными, главное - копать до конца,
пока не
"упрёшься".
Путь предельной искренности для меня замечателен тем, что если что-то не
ясно, всегда
можно начать задавать себе вопросы, и, если отвечать на них действительно
честно, то на очень
многое можно пролить свет.
07. Пси: "Исследование "отрицательности" ПЭ".
|
|