|
kotoj| христиане называют "одержим тью бесами".
В каббале традиционное уче [ о гилгуле было переосмыслег! духе восточных
религий. Опира! на библейские стихи "и вдунул Щ в лицо его дыхание жизни" (Был
2,7) и "дух возвратится к Богу рый дал его" (Екклесиаст, 12,7),i балисты
разработали сложную! рию, согласно которой дыхание i( жье, содержащееся в
человеке, ходит через многочисленные вот
гимн
щения во всех четырех мирах (см. Оламот) и, очищаясь от скверны, постепенно
возвращается к Ьогу. Таким образом, перевоплощение стало рассматриваться не
только как наказание, но и как возможность исполнить предназначение и исправить
ошибки и грехи, совершенные в предыдущих жизнях.
Следует сказать, что данная теория не является общепринятой в иудейской каббале.
Сведения о "каббалистической теории гилгул", приводимые в европейской
литературе, как правило, основываются на поздних оккультис гских и
розенкрейцерских толкованиях каббалы, практически неотличимых от индусско-
буддийской теории "сансары".
ГИМН
(Греч, hymnos "хвалебная песнь") Песнопение, прославляющее Бога; исполняется во
время богослужений и ритуалов. Религиозные гимны занимают основное место в
тексте Вед и являются важнейшей составной частью Авесты; современным
исследователям известны также древнеегипетские, шумерские, ассирийские и
вавилонские гимны. Гимны древнегреческим богам - неотъемлемый элемент античной
поэтической традиции; древнейшие из них приписывают Гомеру.
Как правило, гимн представляет собой обращение к богу с перечислением его
качеств, эпитетов и деяний. Для гимна характерна определенная метрическая и
строфическая структура; чаще всего такая структура употребляется только в
гимнах
и не применяется в светском стихосложении. Христианская гим-нография испытала
немалое влияние иудейских гимнов и псалмов, содержащихся в Ветхом Завете; од-
нако даже самые ранние гимны христиан писались не на еврейском, а на греческом
языке, хотя и без соблюдения античных размеров. Как правило, гимн пели все
присутствующие при богослужении. Хоровое пение гимнов процветало в древней
Сирии; возможно, этот обычай был заимствован у гностиков и манихе-ев. С
принятием христианства в 313г. в Византии были разработаны сложные типы
церковного пения - канон и контакион. "Отцом христианского пения" считают
месопо-тамского дьякона и поэта IVb. Еф-раима.
Ранние латинские гимны, написанные восьмистопным ямбом в форме четверостиший,
были положены на незамысловатые, фольклорные мелодии. В конце средних веков
гимны стал исполнять специально обученный хор. Мелодии усложнились; возникла
полифония, имеющая особое значение в органной музыке.
Коллективное пение гимнов было восстановлено во время Реформации лютеранской
церковью в Германии. Английские и шотландские кальвинисты поначалу признавали
только пение псалмов, положенных на простые мелодии. Пение церковных гимнов
было
принято англиканской церковью лишь в нач. ХГХв.
ГНОСИС или ГНОЗИС (Греч, "знание"} В неоплатонической, а впоследствии и в
христианской мистике - непосредственное познание Бога, достигаемое на высших
ступенях духовной практики. Для описания гнозиса иногда используются такие
формулировки как "исступление или вторжение ума к Богу" (Григорий Синаит),
"созерцание единого Бога" (Иоанн Кассиан Римлянин], "единое и тож-
149
гностицизм
Архонт. Гностическая стела, IVb. н.э.
дественное видение" (Г. Флор| кий) и т.п.
ГНОСТИЦИЗМ
Философско-религиозное ди.| ние Ив. н.э.. Общины гностич го толка существовали
главныи| разом в восточных провинц! Римской империи, т.е. в Египте,( рии, Малой
Азии. Гностицизм" гое заимствовал из других уче оказал влияние на ряд традиц
ных
религий, однако наиболее i приимчивым к нему оказалось| лодое христианство.
Термин "гностицизм" (от rj( gnostikos, "тот, кто обладает ¦ сом, или тайным
знанием") ю ли современные ученые. Сведен гностиках, которые встречают! трудах
отцов христианской цер| (Ириней, ок. 185г.; Ипполит) 230; Епифаний, ок. 375) и
в
cai гностических сочинениях, ел тельствуют о большом разноо! зии теологических,
этических ний и ритуалов. Все гностичо! секты объединяла вера в исы| тельную
силу эзотерического ния, которое можно обрести не I лирическим путем, а в
резулы| божественного откровения
Истоки гностицизма следует! кать в иранском дуализме, arasj рическом идеализме
платоник апокалиптических учениях неы рых иудейских мистиков. Мног ученые
проводят также аналог между гностицизмом и релига Египта и Месопотамии. Однакол
линного расцвета гностицизм д тиг с приходом христианства
Первый гностик, о которомI располагаем относительно щ верными сведениями,
известен ij именем Симона Мага. Этот пр верный иудей 1в. впервые ввел|)
|
|