|
(Множественное число от| рейск "гаон" - мудрец) Иуде мудрецы Вавилонии (VII-X
вв), d явшие во главе крупнейших та дических школ. Геоним были} ными
руководителями евреш! народа, непосредственными i должателями традиции составе}
лей Вавилонского Талмуда.
ГЕР
(Еврейск., "пришелец") Не|
рей, принявший иудаизм. Согла Талмуду, дети такого человека д жны считаться
евреями. Для пр тия иудаизма кандидат долженв| чение года проходить курс нач
ного религиозного обучения и \ блюдать все заповеди, обязан ные для неевреев
(количество ш| сколько меньше, но их выполни тщательно контролируется доб'
вольцами из общины). Если он| допустит серьезных нарушений по истечении года он
в присутстЕ| трех раввинов клянется в верна! законам Торы, подвергается обре j
нию и окунается в микву.
ГЕРМЕТИЗМ или ГЕРМЕШ|
Учение, лежащее в основе ев; пейской алхимии, оккультизм
ГЕРМЕТИЗМ или ГЕРМЕТИКА
теософии и прочих "тайных докт рин" Основные положения герме-тизма содержатся
в трактах, приписываемых древнему мудрецу Гермесу Трисмегисту, (греч.
"Гермес Триждывеликий"), который считается воплощением древнеегипетского бога
мудрости Тота (а иногда -и самим этим богом) Собрание "герметических" сочинений
на греческом и латинском языках датирует ся приблизительно сер I кон III вв н э
Они написаны в форме Плато новых диалогов и распадаются на две основные группы
"популярный" 1ерметизм, посвященный вопросам астрологии и др оккультных наук,
"ученый" герметизм, трактующий теологические и философские про-
блемы Начиная с эпохи Возрождения до кон ХГХв ученый мир пре небрегал
популярной
герметичес кой литературой Недавние исследования, однако, показали, что ученый
герметизм сформировался на ее основе Наиболее ранние герметические произведения
были посвящены астрологии, позднее к ним прибавились трактаты по медицине и
алхимии, и уже затем - классические философские труды (в частности, знаменитая
Изумрудная Скрижаль - любимый документ средневековых мистиков)
Герметическая "наука" преследо вала строго утилитарные цели Она предлагала
методы астрологических предсказаний, основанные на
Гермес Трисмегист и "творящий огонь", объединяющий противоположности. Гравюра
из
книги Д. Фон Штолыденберга "Vindanum Chimicum"
147
ГИЛАРИИ
Изумрудная скрижаль Гермеса Трисме-гиста
божественном откровении. Герме-тизм, подобно гностицизму, утверждает, что
человек, получивший знание (гнозис) о едином трансцендентном Боге, мире и людях,
может сам уподобиться богам.
Теологические сочинения Гермеса представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum,
обширными фрагментами из сочинений Стобея и латинским переводом Асклепия,
сохранившимся среди трудов Апулея. Герметическое учение представляет собой
смесь
элементов во-сточньгх религий с платоновской, стоической и неопифагорейской
философией. Существование оформленной герметической общины или "церкви"
представляется весьма сомнительным.
Герметизм активно культивировали арабы; через них об учении узнали европейцы. В
позднесредневе-ковой и ренессансной литературе часто встречаются ссылки на
Гермеса Трисмегиста. В современную эпоху интерес к герметизму возродили теософы
и оккультисты; бла-
148
годаря им учение Гермеса Три гиста вновь приобрело некото| известность, хотя и
довольно) мнительного плана.
ГИЛАРИИ
Античный ритуал "поисксн ласа - прекрасного мальчика т i щенного нимфой
источника Щ\ дился ежегодно на острове Кеос [ согласно преданию, произошло
событие. Участники ритуала I дали по окрестностям, выкрики! имя "Гила", а под
вечер собират| у источника для жертвоприп ния. По всей видимости, ги1а| были
реликтом более древнего о да, впоследствии переосмысли го с помощью новой
легенды
ГИЛ ГУЛ
(Бврейск. "блуждание") Евр|
ское название метемпсихоза ( селения души умершего челов> новое тело}. В
традиционном i изме считается одной из форм! казания за грехи: неуспокоивша)
душа грешника (чаще всего ( убийцы) обречена некоторое i блуждать по свету и
может все ся в живого человека, потеснш| собственную душу. При этом' век
начинает говорить чужим i сом, не узнает близких и впа ту форму помешательства,
|
|