|
Непале, Бутане и Сиккиме. Кроме того, существует еще более 20-ти других
подгрупп
и сект, учение которых также представляют значительный интерес -например,
дугпа-
кагъю и карма-кагъю.
ВАЙ-ГУН или ВАЙ-ДАНЬ (Китайск. "внешняя практика")
Даосские методы обретения бес-
4 3ак 140
смертия с помощью различных "внешних" средств; аналогичны наиболее примитивным
проявлениям западноевропейской алхимии. Адепты вай-гуна экспериментировали с
различными растительными и животными препаратами, наркотическими и
психотропными
веществами, металлами и т.д., стремясь создать из них "эликсир бессмертия",
который затем принимали внутрь или втирали в кожу. Наибольший успех, по мнению
многих, достигался с помощью солей ртути: труп адепта, принявшего достаточное
количество ртутных препаратов, долго не разлагался, и это свидетельствовало о
том, что поиски ведутся в правильном направлении.
Увлечение техниками вай-гуна достигло своего пика в начале новой эры, после
чего
они отчасти утратили популярность, уступив место мистическим методам
"внутренней
алхимии" (Нэй-гун).
ВАЙКХАНСА
В религиозной практике индуизма - одна из стадий духовного подвижничества.
Адепт
вайкхансы удаляется в лес и проводит долгое время (а иногда и всю жизнь) в
уединенных медитациях и личном общении с Божеством.
ВАЙРОЧАНА
(Санскрит... "сияющий") Один из пяти основных Будд мандалы, наиболее популярный
в Китае и Японии. Ряд буддийских сект Дальнего Востока (в частности, японская
школа Сингон) считает его Ади-буд-дой, т.е. изначальным Буддой, из которого
эманируют все остальные.
ВАЙШВАДЕВА
В ведическом ритуале - подношение сваренной без добавления
97
ВАЙШНАВАЧАРА
соли и масла пищи всем богам одновременно.
ВАЙШНАВАЧАРА
Согласно распространенной тантрической классификации, вторая стадия духовной
эволюции приверженца индуизма; "долина преданности", в которой душа находит
"своего" Бога и предается ему в духе бескорыстной любви и преданности (см.
Бхакти). В качестве такого бога обычно выступает одна из аватар Вишну - самого
благостного и жизнеутверждаю! щего из индусских богов. Все oil тальные боги при
этом рассматри! ваются как полные, неполные и > частичные проявления избр. го
божества или же как подчинея| ные Ему младшие боги. Адепт вш шнавачары обязан
отказаться от| применения насилия, перестап есть мясо, избегать сексуальноп
общения и даже мыслей о нем Ewl запрещается убивать живогныа| прикасаться к
четкам и янтрам
Еретики-валь-денсы поклоня ются дьяволу в образе козла. Один из участии ков
ритуала гото вится совершить osculum infame (срамный поце луй)
ВАЙШНАВИЗМ
ВАЙШНАВИЗМ *> * •*
См. Вишнуизм.
ВАЛЬДЕНСЫ
Христианское движение, возникшее в ХИв. во Франции и стремившееся подражать
Христу в бедности и простоте. В наше время валь-денсами называют членов
протестантской церкви, расположенной на франко-итальянской границе.
Сведения о вальденсах скудны и разноречивы. Основателем движения считается
малограмотный лионский мирянин Вальд (которого еще называют Петром Вальдо). На
Латеранском соборе 1179г. в Риме Вальд дал обет бедности и составил свое
"Исповедание веры", так и не получившее официального признания. Последователей
Вальда стали называть "пауперами" ("нищими"). Папа Луций III наложил на них
анафему.
Вальденсы отрицали некоторые из католических таинств и понятие чистилища. Их
отличало упрощенное понимание Библии, нравственный ригоризм и критическое
отношение к злоупотреблениям церкви. Вскоре движение распространилось в Испании,
северной Франции, Фландрии, Германии, южной Италии и даже Польше и Вешрии.
Вальденсы регулярно исповедовались, причащались раз в год и проповедовали
добровольную бедность, однако отвергали молитву за упокой души, поклонение
святым и клятвы.
В XII1-XIV вв. вальденсы подвергались серьезным гонениям. Новый подъем движения
приходится на XIVb. Французский церковный реформатор Гильом Фарель познакомил
вальденсов с протестантской теологией. Вальденсы дискутировали вопросы о
количестве таинств,
соотношении между свободной волей и предопределением, об оправдании верой и
необходимости добрых дел. Со временем на базе движения сформировалась
|
|