|
Швейцарская протестантская церковь, которая признает два таинства: крещение и
причастие, а также доктрину о предопределении.
Во 2-й половине Х1Хв. многие вальденсы, скрываясь от преследований,
эмигрировали
в Уругвай, а немного позже - в Соединенные Штаты.
Современной церковью вальденсов управляет комиссия из семи человек, или Тавола
(итальянск., "стол"), которая избирается ежегодно генеральным синодом в Торре
Пелличе, Италия.
ВАНГ
(Тибет., дбанг-бскур-ба "наделение правомочностью, силой")
Особая форма мистического посвящения, применяемая в школах вад-жраянъъ Во время
ванга посвящаемый получает психическую энергию или благодать непосредственно от
своего гуру или избранного божества (идама). Такое посвящение необходимо для
того, чтобы приступить к выполнению задач второй ступени духовного обучения -
упражнениям и медитациям, предназначенным для полного освобождения ученика от
влияния материального мира. Одно из таких упражнений - знаменитая техника тумо;
адепт, овладевший ею, развивает в себе сильное внутреннее тепло и не замерзает
даже в самые сильные холода.
Ванг, получаемый от гуру - сложный ритуал, завершающийся получением тайных
знаний и ритуальных предметов. Ванги идамов ученик, как правило, получает
самосто-
4*
99
ISBN 5-17-1
785 170
ВАШАТ
ятельно, в ходе уединенной медитации на избранное божество.
ВАШАТ
В ведическом обряде жертвоприношения - ритуальный возглас жреца-xomapa, под
который жрец-адхваръю бросает жертву в огонь.
ВЕДАНТА
Одна из шести ортодоксальных систем ["даршанов") индийской философии, лежащая в
основе большинства индусских школ. Слово "веданта" в переводе с санскрита
означает "заключение" (анта) к ведам, древнейшим индийским священным текстам.
Веданта включает в себя Упанишады (подробные комментарии к ведам) и школу,
возникшую в результате "изучения" (миманса) Упанишад. Веданту называют еще
веданта-мимамсой ("раздумьями над ведантой"), уттара-ми-мамсой ("раздумьями над
последней частью вед") и брахма-мимамсой ("раздумьями над Брахмой").
Учение веданты излагается в Упанишадах (наиболее важные из них - Брихадараньяка,
Чандогья, Тайттирийя и Катха), брахма-сут-рах (др. назв. веданта-сутры), в
которых очень кратко (иногда одним словом) истолковывается учение Упанишад, и
знаменитом поэтическом диалоге "Бхагавадгита" ("Песнь о Господе*). Различные
школы веданты расходятся в вопросе о природе отношений и степени
тождественности
между индивидуальным "я" [Атманом) и Абсолютом (Брахманом). Адвайта, основанная
философом VIIIb. Шанкарой, проповедует монизм; вишистадвайта, сформулированная
в
XI-XII вв. мыслителем Рамануджей, придерживается теистических взглядов; двайта,
уче-
100
ние мудреца ХШв. Мадхавы, вполи| дуалистична.
Основными чертами философ) веданты являются: вера в пересел; ние душ
[реинкарнацию) и возмо; ность освобождения из круга nepi рождений; вера в
брахман - матер ал (упадана) и первопричину (н"| митта) этого мира; вера в то,
что о (Атман) несет ответственность г свои действия [карма] и пожинш их плоды.
Все школы веданты Щ нодушно отвергают "неортодоксаи| ную" (настика) философию
буддй ма и джайнизма, а также ученя( некоторых "ортодоксальных" (ас ка) школ
(напр., ньяйя, вайшеши сангхья, йога и др.).
Веданта оказала огромное вли| ние на индийскую мысль в цело; Можно сказать, что
вся индусам философия в той или иной мере f ляется философией веданты. На с
паде
веданту часто о гождествляя| со схоластикой адвайты. На cav же деле,
монистическая адвайта! всего лишь одна из школ веданты|
ВЕДАЧАРА
(Санскрит., "путь Вед") В тпо
тризме - начальная стадия дл/xoi ной эволюции человека; заключа ся в изучении
Вед, ритуальном i клонении ведическим богам и та тельном соблюдении основных]
лигиозных заповедей. Главное верI учение этой ступени - ортодокса1! ный
брахманизм [смартизм), ходящий к ведической религ| древних ариев. К ведачаре
относя ся и некоторые неоведические i дусские организации, самая изв' тная и
|
|