|
превращается
в Гуань-инь, когда испытывает глубокое чувство сострадания к детям. Затем он
снова принимает мужской облик и становится во главе буддийского воинства.
АВАТАРА ' (Санскрит., "нисхождение") Ин-
| дусские мистики утверждают, что
каждый бог обитает во множестве
тонко- и грубоматериальных тел, но
t только одно из них является под-
> линным, или "верховным"; все же
' остальные суть "нисхождения", или
аватары. В некоторых мистических
учениях (например, в вишнуизме и
шиваизме) все многочисленные
Калка (или Калкин) - десятая и последняя аватара Вишну
боги считаются аватарами главного божества (в данном случае, Вишну или Шивы].
Среди грубоматериальных аватар также выделяется "главная", в которой бог
нисходит на землю для восстановления мирового порядка. В частности, считается,
что Вишну воплощался в земное существо девять раз- он был рыбой, черепахой,
вепрем, человеко-львом, карликом, могущественным воином Парашурамой,
божественным героем Рамой, Кришной и Буддой. Во всех этих аватарах он спасал
лучших людей человечества от всемирных катастроф, тирании демонов и злых царей;
а в облике Будды он научил всех злонравных людей презирать ведические заповеди,
и, тем самым, коварно обрек их на вечную гибель. Шива сходил на землю 28
9
ISBN 5-17-008(1
9 785170 080
ABATAPA
раз все его аватары были великими аскетами и учителями йоги Суп руга Шивы,
Великая Богиня Деви, одновременно существует в виде десяти небесных аватар,
называемых "махавидья", в их число входят все главные богини индусско го
пантеона
Понятие об аватарах существует также и в буддийском мистицизме Здесь
распространено мнение, согласно которому все Будды являют-
Матсья, первая аватара Вишну
ся аватарами (или "эманациями") верховного Ади будды, в свою оче редь, они
также
могут иметь собственные аватары, которые иногда почитаются как самостоятельные
божества Буддисты школы гелуг па считают своих лидеров аватарами Будд
Авалокитешвары и Амитаб хи, которые пребывают на земле уже много сотен лет,
переселяясь из одного тела в другое (см Далай лама и Панчен-лама)
10
ABBA
г АВВА
(От арамейск. "або" - отец) Из-
1ачально - православный церков-дый чин, равнозначный католическому аббату; в
настоящее время сохранился лишь как титул некоторых христианских подвижников и
отцов церкви, чья деятельность была связана с Ближним Востоком (авва Доро-фей,
авва Исаак Сирин и др.).
АВГУРИИ
Предсказание будущего по полету и крику птиц, внутренностям жертвенных животных
и людей, применявшееся в Древнем Риме. Публичное проведение авгурий разрешалось
только членам коллегии авгуров, в чьи обязанности входило давать советы
соответствующим государственным чиновникам, имевшим право судить о знамениях.
Чиновник мог отвергнуть совет авгура, но римские историки сообщают о
многочисленных бедах, которые случались из-за недооценки знамения. 1
Первоначально в Риме имелось лишь трое авгуров, и до 300г. до н.э. на эти
должности выбирались толь-¦ ко представители римской аристократии. Авгуры
получали жалование 1 и имели некоторые привилегии, ка-' ких не было у
других
жрецов. Но с f течением времени количество авгуров постепенно возрастало,
пока
в 1 1в. н.э. Юлий Цезарь не увеличил его до 16 человек, включая и его самого
в
ранге первосвященника. Таким образом, звание авгура стало более зависеть от
знатности, чем от про-1 ницательности соискателя, и к началу нашей эры
авгуры
уже в значительной степени утратили свои предсказательские способности.
Правила авгурий были очень сложны, и со временем вокруг данного предмета
возникла целая техническая литература со своим осо-
бым специальным жаргоном. Коллегия авгуров имела архив, где были записаны и
проанализированы все случаи сбывшихся предсказаний. Авгуры различали два рода
знамений: внезапные и ожидаемые. Знамения первого рода заключались в
неожиданном
появлении какого-нибудь животного и прочих мелких случайностях (dirae), таких,
как просыпанная соль, пролитое вино, спотыкание, чихание или непредвиденные
звуки (к примеру, потрескивание кресла или урчание в животе авгура). Все они
|
|