|
предвещали какие-либо неприятности. Ожидаемые знамения считались более важными,
и только они имели силу закона. Сюда входили громы, молнии, кометы, полет и
крики птиц и поведение священных цыплят. Авгур, наблюдавший знамения, садился в
особом шатре, защищавшем его от излишних знамений и имевшем только одно окно,
обращенное на юг; если же знамение следовало наблюдать на небе, авгур
становился
на возвышение или взбирался на башню и, оборотясь на восток, специальным
изогнутым жезлом очерчивал в небе участок для наблюдения (templum). Знамения,
возникавшие на этом участке, считались важными для предсказания. Авгур должен
был замечать направление полета относительно четырех секций, на которые
был
разделен templum, высоту полета, скорость и звучность взмахов крыльев, частоту,
тональность и громкость криков и общее поведение птиц.
Не все птицы были пригодны для авгурий. Птицы, на которых обращали внимание,
делились на тех, чей полет был добрым знамением (орел, канюк, ястреб и
некоторые
другие) и тех, чей крик предвещал беду (ворона, ворон и сова). Дятел и
ISBN 5-17-C
1 70
АВЕСТА
скопа принадлежали к обеим категориям сразу. Впрочем, крик вороны мог быть
благоприятной приметой, если раздавался слева от авгура; но крик ворона
считался
благоприятным лишь в том случае, если он доносился справа. Некоторые птицы
наделялись свойством давать более важные знамения, чем другие: к примеру, орел
считался важнее грача. Если примет было много, и они противоречили друг другу,
авгуру следовало самостоятельно выявить преобладающую тенденцию и совершить
предсказание на ее основе.
АВЕСТА
Собрание священных текстов зороастризма и родственных ему религий. Количество и
содержание текстов Авесты различно в различных сектах и школах; однако
повсеместно наиболее авторитетными книгами считаются Ясна (семнадцать гимнов,
написанных самим За-ратуштрой) и Яшты (древнейшие заповеди зороастризма). Они
написаны на древнем "авестийском" языке, который до недавнего времени не был
понятен даже зороастрийс-ким жрецам: только в Х1Хв. европейские ученые
обнаружили, что этот язык очень похож на санскрит, и смогли "расшифровать"
Авесту. Среди прочих авестийских книг следует назвать Вендидад и Висперед
(сборники богослужебных формул и гимнов), а также Бундахишн (пространное
толкование к Авесте, написанное на древнеперсидском языке).
Согласно преданию, первоначально (т.е. еще за несколько сотен лет до новой эры)
Авеста состояла из множества книг, охватывавших все области человеческого и
божественного знания; однако большинство из них было уничтожено Александ-
12
ром Македонским, а затем - арабскими завоевателями. Наиболее древний из
существующих списков Авесты датируется ХШв. Тексты, вошедшие в него, отрывочны
и
пестрят более поздними вставками и описками. Тем не менее, знакомство с ними не
оставляет никаких сомнений в том, что Авеста действительно имеет очень древнее
происхождение и является фрагментом некоего обширного корпуса текстов, который,
по всей вероятности, представляет собой утраченную ветвь ранне-ведической
традиции (см. Веды).
АВИДЬЯ
См. Клеша.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Письмо или рисование без участия сознания (под гипнозом, в трансе, в глубокой
задумчивости и тому подобных состояниях). Оккультисты, спириты и теософы
популяризовали автоматическое письмо как метод общения со сверхъестественными
существами; наиболее свежим примером применения такого метода является
популярный в США "Курс чудес", записанный медиумом в результате бесед с
существом, которое называло себя Иисусом Христом.
Известно, что автоматическое письмо способно дать информацию о событиях,
забытых
или не замеченных сознанием в состоянии бодрствования, создать текст на
иностранном языке, которого не знает сознательный разум пишущего, и возбудить
нечто вроде телепатических способностей. Написанный текст нередко имеет свой
собственный "характер": в нем проявляются убеждения и мнения, отличающиеся от
убеждений "автоматиста", и литературная одаренность, значи-
АГАДА
тельно превышающая способности пишущего.
Мистические тексты, созданные методом "автоматического письма", как правило,
состоят из высказываний на темы морали и религии и рассказов о природе иных
миров и жизни в этих мирах. Весьма примечательными произведениями такого типа
являются "Духовные учения" У С гайнтона Мозеса; "После смерти" У Т Стида;
|
|