Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
негуманности. За концепцией универсальной гуманности, в свою очередь,
стоит общемировоззренческая организмически-гилозоистическая
(оживотворяющая мироздание) модель, в которой мир дан как единое тело (ты).

Одним из истоков концепции единого тела всей вселенной явился,
несомненно, даосизм. Чжуан-цэы принадлежит изречение: "Небо, земля и я
вместе живем, и тьма вещей составляет со мной единое". На этом основании
зиждился даосский идеал родственной близости человека со всеми вещами. В
"Чжуан-цзы" говорится: "Поколения, обладавшие совершенной благодатью
(дэ), совместно жили с птицами и зверями, родственно (цзу) существовали
со всей тьмой вещей". Таким образом, развивавшаяся Ван Янмином концепция
"гуманного отношения к вещам" является "средней величиной" между
концепциями "любви" Мэн-цзы и "родственной близости" Чжуан-цзы. Следует
также иметь в виду, что идея единотелесности универсума была вообще
популярна в традиционной китайской философии.

4. Образ (и воплощающие его иероглифы) заимствован из "Мэн-цзы", где он
призван продемонстрировать идею: сострадающее сердце-прирожденное
основание гуманности, одного из четырех специфически человеческих начал.
Падение человека (ребенка, сына) в колодец-общий для древнекитайских
памятников символ трагической ситуации, вызывающей со стороны другого
человека безусловную и непосредственную реакцию спасательного действия.

5. Как и Мэн-цзы, Ван Янмин полагает натуру человека по существу своему
благой и совершенной, относя все разновидности зла к явлениям внешнего
порядка, которые играют для человека роль прокрустова ложа, калечащего
его внутреннюю благостность.

6. Пять гегемонов: циский Хуань-гун (685-643), цзиньский Вэнь-гун
(636-628), циньский Му-гун (659-619), суньский Сян-гун (650-636) и
чуский Чжуан-ван (613-589). В "Ман-цзы" оценивается как первый этап
деградации государственной власти сравнительно с правлением великих
ванов, основателей трех династий: Ся, Шан и Чжоу.

7. Обычно в комментариях к ї 1 поводу знака цинь ("породнение")
излагаются две точки зрения: Чэн И-Чжу Си и Ван Янмина. Ван Янмин считал
правильным принимать прямой и непосредственный смысл этого иероглифа, а
Чэн И и Чжу Си полагали, что в данной позиции он равнозначен иероглифу
синь ("обновление"), графически с ним схожему. Текстологическое
исправление Чэн И-Чжу Си было обусловлено идеологическими соображениями,
оно опиралось на их тезис об экстрасубьективном характере "выявления
сиятельной добродетели", которое, по их мнению, полноценно лишь тогда,
когда выходит за пределы отдельной личности и распространяется на других
людей, т.е. "обновляет народ" (синь минь). Ван Янмин, напротив, исходя
из своей интрасубъсктивной установки, доказывал, что "сиятельная
добродетель и породнение с народом (людьми) в корне представляют собой
единое дело". Разница между "породненном" и "обновлением" в данном
случае очевидна: породнение может быть осуществлено лишь с помощью
изменений в самом себе, посредством самосовершенствования, приводящего к
тому, что человек начинает "смотреть на Поднебесную как на одну семью",
а для обновления одних усилий самого субъекта недостаточно, необходима
еще и трансформация объекта его деятельности.

8.Эта идея вместе с концепцией интуитивного врожденного знания и
понятием благосмыслия - важнейшие истоки янминистской концепции
"доведения благосмыслия до конца", т.е. максимальный практической
реализации интуитивного представления о добре и зле, заложенного в
человеке от рождения, а стало быть, в самом чистом виде наличествующего
в "детском сердце". Кстати, и буддисты настаивали на подобии детского
сердца сердцу Будды, и даосисты отождествляли высшую мудрость с
детскостью. Традиционно признанное сходство народного сознания с детским
сердцем, оценивавшееся разными мыслителями то положительно, то
отрицательно, в контексте философии Ван Янмина и иных философских школ,
связывающих детскость с истинностью, становится выражением
непосредственности постижения подлинной правды, с одной стороны, и ее
общечеловеческого характера - с другой. Развивавшаяся Ван Янмином вслед
за Мэн-цзы идея "сохранения детского сердца" - иунь туч изы чжи синь у
его последователя Ли Чжи (1527-1602) вылилась в отождествление "детского
сердца" - тун синь с "настоящим сердцем" - чжэнь синь. Интересно, что с
точки зрения терминологического оформления эта янминист-ская концепция
восходит не к конфуцианским, а к даосским текстам. Так, например, в
"Хуайнань-цэы" говорится о том, что в "золотом веке" древности у людей
было "детское непросвещенное сердце".

9.Для синтетического учения Ван Янмина вообще характерно развитие тех
идей в конфуцианстве, которые сближают его с даосизмом и буддизмом. В
высшей степени примечательно, что и в "Мэн-цхы". и в "Чжуан-цзы" для
проведения схожих мыслей использован один и тот же образ мастера-колесника.

10. Синь инь - ассимилированный Ван Янмином буддийский, а особенно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-