|
чаньский, встречающийся уже у Хуэйнэна (638-713) термин. Ван Янмин
приспособил к своей аргументации близкую ему по духу чаньскую концепцию
"взанмоподобия сердечных печатей" (сммь инь сяк сы), провозглашавшую
присутствие в сердце каждого человека всеобщего разума Будды,
незыблемого как печать. Понятие сердечной печати выражает также идею
духовной преемственности без посредства материи знаков и письмен. Таким
образом, используя его, Ван Янмин в неявном виде подтверждает свой
принцип приоритета незаочного личного контакта между учителем и
учеником, а также проводит мысль о том, что он сам находится в такого
рода контакте с Конфуцием и добивается этого для других. На вопрос, как
такое возможно, Ван Янмин ответил в одном из своих стихотворений: "В
сердце у каждого скрыт сам Конфуций, который в миг, когда явным
становится, рушит все шоры".
*
ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. СУНЬ ЯТСЕН
*/
Основные тенденции в духовном развитии Китая в период
национально-освободительного движения XIX-XX вв. получили своеобразное
преломление во взглядах Сунь Ятсена (1866-1925) - первого президента
Китайской Республики, сочетавшего в одном лице политика и идеолога.
Не только общая ситуация в стране, но и личная история жизни (школьное
обучение в Гонолулу, годы студенчества в Гонконге, самообразование во
время пребывания в Европе) способствовали знакомству Сунь Ятсена и
восприятию им философских и социально-политических воззрений ряда
западных мыслителей. Восприятие это не было буквальным заимствованием:
он попытался осмыслить их в контексте традиционных китайских ценностей и
идеалов, а также с учетом реальных проблем, разрешение которых стало
насущным требованием времени.
Так, характерный для западной цивилизации значимость науки и
технического прогресса получил выражение в выдвинутом Сунь Ятсеном
тезисе "Трудно познать - легко действовать", направленном против
конфуцианской формулы "Легко познать - трудно действовать".
Фундаментальная китайская онтологическая категория "Великого предела"
получила интерпретацию в духе западного понятия "эфир", трактуемого как
хаос, из которого рождаются материя и космические тела. Эволюционная
теория Ч.Дарвина была положена в основу представления о поэтапной
эволюции Вселенной: первый этап - эволюция неживой материи (у чжи),
второй - организмов (у чжун). третий - человечества (жэнь лэй). В
соответствии с духом Т.Гексли Сунь Ятсен отрицал правомерность
перенесения идеи борьбы за существование на человеческое общество.
/
Лозунг Французской революции "Свобода, равенство, братство"
трансформировался в суньятсеновской теории "трех народных принципов" в
"национализм, народовластие, народное благосостояние".
/
Перевод выступления Сунь Ятсена 21 декабря 1906 г. "Три народных
принципа и будущее Китая" взят из кн.:
Суянь Ятсеа. Избранные произведения. Изд. 2-е, исправленное и
дополненное. М., 1985.
/*
Три народных принципа и будущее Китая
*
(21 декабря 1906 г.)
Господа!
Я думаю, что воодушевление, с которым вы сегодня пришли сюда, нельзя
объяснить простой радостью; оно, несомненно, имеет чрезвычайно глубокий
смысл. Сегодня на нашем собрании мы отмечаем годовщину "Минь бао". Этот
журнал пропагандирует три народных принципа: национализм, народовластие
|
|