Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
ничем не заполненная, пустая природа-син, которая затем становится тем
местом, где происходят мимолетные рождения данной четверки, что не
соответствует действительности. Они же утверждают, что природа-син
представляет собой бессодержательную вещь, внутри которой может найти
себе место и эта четверка. Одним словом, наши современники не сумели
понять смысла путеводных принципов-ли конфуцианцев, о которых они столь
изощренно рассуждали и именно потому не сумели избежать путаницы.

Совершенно ошибочен и тот взгляд, согласно которому четверка, образующая
действительное воплощение природы-син, оказывается четырьмя отдельными
вещами, которые свалены кучей в природе-син. Следовало бы знать, что
телесное воплощение природы-син неотделимо от этой четверки, а сама
четверка не является тем, что имеет какую-либо физическую форму,
какой-либо небесный образ или геометрическую ипостась, чтобы их можно
было взять в руки и рассмотреть. Однако целостный образ принципа-ли
имеет различные грани, известные нам как влечения сердца, веления
сердца, его цветение и достоинство, между которыми нет стен и
перегородок, отделяющих одну его грань от другой.

Это положение чрезвычайно трудно выразить. Вот почему уже Мэнцзы поучал
извлекать знания о них из их проявлений и не утверждал, что они с самого
начала имеются в первотеле природы-син. Похоже, что какой-то резон был в
выявлении их происхождения. Как бы там ни было, если телесное воплощение
природы-син не обнаружено и не выявлено, то можно только всматриваться в
его проявления и тем самым исследовать его силы. . (Ответ Линь Дэцзю.)

2.21. Чжанши говорил: Фраза о том, что "природа-син есть название
небесного предопределения", и аналогичные ей выражают восхищение
благородством природы-син. В них еще не видно, чтобы человек, получивший
ее, считал природу-син своей собственной вещью. Фраза же: "Путь-дао есть
название согласованного с природой-син" - уже выражает принятие ее в
себя человеком, входящим в сферу гуманности, справедливости,
почтительности и мудрости. Я считаю, что термин "син" ("природа") из
фразы: "Природа-син есть название небесного предопределения" -
обозначает даруемые Небом и принимаемые человеком начала справедливых
принципов-ли, а не только восхищение их благородством. В чем заключается
благородство природы-син для человека, восхищающегося ею? Дунцзы так
отвечал на этот вопрос: "Предопределение - приказ Неба. Природа-син -
вещество жизни". Это положение, можно сказать, очень точно передает
мысль Цзы Сы, но резко отличается от ее изложения у Чжан-ши. Более того,
если называть небесное предопределение приро-дой-син, то тем самым
говорят о том, что непременно принято человеком в самого себя. Но у
Чжанши природа-син еще не стала его собственной вещью. В этом случае
оказывается, что Небо, рождая человека, вместе с тем не дает ему его
природы-син, а помещает ее в другом месте, вынуждая его добывать ее для
себя самостоятельно. А то, что после этого получится, считать его
собственностью. Чжанши не знает о том, что и тогда, когда человек еще не
овладел этой природой-син, он все же признается человеком. Почему же
человек, чтобы получить природу-син, должен жить между Небом и Землей? И
каким образом природа-син, являющаяся вещью, находящейся в определенном
месте, может быть взята и помещена в центре телесной оболочки человека?
Гуманность, справедливость, почтительность и мудрость - это то, что
имеет природа-син и что является ее телесным воплощением. Однако в
приведенном выше положении Чжанши сказано, что собственной вещью
человека является его тело, которое затем помещается в сферу гуманности,
справедливости, почтительности и мудрости. Если это так, то эта четверка
занимает противоположную позицию по отношению к телу человека, в которое
природа-син входит позже. Но где находится сама четверка до вхождения в
пределы природы-син, он не знает. (Критика изъяснения трактата "Чжун юн"
Чжан Угоу.)

2.22. В "Чжи янь" читаем: "Любовь и ненависть есть то, что называют
природой-син. Благородный муж любит и ненавидит согласно избранному
дао-пути, тогда как низкий человек - согласно собственному произволу". Я
понимаю этот пассаж так, что природа-син в нем не рассматривается ни как
хорошая, ни как плохая. Здесь природа-син определяется как чувство
симпатии и антипатии, лишенное каких бы то ни было норм хорошего и плохого.

Фразу "Благородный муж любит и ненавидит согласно избранному для себя
жизненному пути" я понимаю так, что жизненный путь-дао находится вне
природы-син.

Фраза "Если дать себе ясный отчет в том, что человек любит, а что
ненавидит, тогда мы сможем понять как действительность человеческих
желаний, так и действительность небесных принципов-ли" для меня
означает, что человеческие желания и небесный принцип-ли существуют в
одно и то же время и между ними нет отношения, характерного для
отношения "раньше-позже", "главное-второстепенное". Если это так, то о
каких "вещах" говорится в такой фразе: "Небо дает жизнь всей массе
народа. Если есть вещи, то есть и правила, которые эти вещи получают от
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-