Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
отдельности. Только тогда, когда у нас не будет ни на йоту сомнения в
том, что что-то в этих вопросах осталось нераскрытым, мы полностью
выявим и овладеем как ее подлинной, так и мнимой действительностью.

Два иероглифа -шань" ("добро") и "э" ("зло") наиболее пригодны для
обозначения действительного воплощения небесного принципа-ли и
человеческих желаний-юе. В настоящее время мы можем утверждать, что
природа-син не есть человеческие жела-ния-юе. Но можно ли точно так же
сказать, что природа-син не есть небесные принципы-ли? Необходимо
сказать, что о добре Природы-син ничего другого сказать и невозможно.
Более того, почему бы нам не определять природу-син просто как "добрая"?
Ведь это больше бы отвечало характеру ее действительности. (Ответ Ху
Цзисую.)

2.16. "Природа-син есть не что иное, как принцип-ли". Сейчас
природу-син, с одной стороны, считают местом, откуда исходят 10 000
принципов-ли, а с другой - как нечто обособленное, отдельной вещью-у.
Учитель Кан Цзе говорил: "Природа-син - это оформленное тело дао-пути".
Такое определение я считаю более верным. Вместе с тем говорится: "Если
не знают о том, что хранится в покоящейся природе-син, то не обладают
знанием ее сердцевины". Необходимость сердцевины у природы-син подобна
необходимости холодности у воды или горячести у огня. Когда случается,
что человек утрачивает свою природу-син, то это означает, что его
природа-син затемняется свойствами пневмы-ци. Поэтому такие случаи не
следует понимать так, будто у природы-син нет ее сердцевины. (Ответ Фан
Паньвану.)

2.17. Положение - "Природа-син есть оформленное тело пути-дао" -
встречается в предисловии к трактату "Цзи жань гэ" ("Глиняные ударные
музыкальные инструменты"). Смысл этого положения следующий: природа-син
есть та реальность, которую человек получает в момент своего рождения;
путь-дао есть неизменные принципы-ли происходящего; принципы-ли
происходящего непременно находятся в природе-син. Если, однако, говорить
только о пути-дао, то мы сделаем его столь неопределенно вездесущим, что
никто не будет в состоянии увидеть его реальность. Только отыскав
путь-дао о природе-син, становится видно, что рна является его
реальностью, которая изначально дана ей. То же самое сказано и во фразе
трактата "Чжун юн": "Соответствующее природе-син называю путем-дао".
(Ответ Фан Пиньвану.)

2.18. "Природа-син есть оформленное тело пути-дао". Когда мы называем
природу-син путем-дао, то рассеиваем ее среди происходящего и утрачиваем
возможность найти ее начало. Если мы ищем путь-дао в сердце, то то, что
находим в нем, является его принципами-ли, которые обладают определенной
телесностью и не. имеют возможности изменяться. Находящиеся в сердце
принципы-ли являются как раз тем, что называют природой-син. Поэтому
Шаоцзы говорит: "Сердце - это внешний город природы-син".

Проверяя это учение таким способом, мы можем видеть как его достоинства,
так и его недостатки. (Ответ Фан Пиньвану.)

2.19. Ваши суждения, поясняющие отношения между природой-син и
пневмой-ци, очень хороши. Однако я опасаюсь, что иероглиф "сюнь" -
"следовать за..." -- в предложении: "Закон - это то, благодаря чему
человек следует за Небом", не совсем корректно употреблен. Дело в том,
что иероглиф "цзе" - "закон, правило, норма" - означает как раз то, что
человек получает от Неба, и, только будучи соотнесенным с положением
"пестуют его, чтобы добиться удачи", он получает значение "следование за
Небом". Для меня очевидно, что Вы не достигли цели, когда добавили
иероглиф "чун" - "наполнять" - к фразе "тянь ди чжи сай" ("границы Неба
и Земли") из "Си лу" ("Надпись на западной стене"). Пространство между
Небом и Землей заполнено пневмой-ци, и та же пневма-ци наполняет мое
тело. Фраза: "Предводитель Неба и Земли" означает, что в сердце Неба и
Земли находятся принципы-ли. "Пять стихий" - это вода, огонь, дерево,
металл и почва. Каждая стихия имеет только одну природу-син, а именно:
принципы-ли гуманности, справедливости, почтительности, мудрости и
верности. Только человек обладает всеми этими природами-син без
каких-либо изъянов и тогда, когда его природа-син возбуждается вещами и
приходит в движение. Его считают добрым, если он не выходит за
установленные ему пределы природы-син, и недобрым, если выходит. (Ответ
Хуан Даофу.)

2.20. Не так давно многим нравилось суждение Ханьцзы о том, что имеется
пять принципов-ли, которые составляют содержание природы-син. Но сейчас
те, кто рассуждает о природе-син, примешивают к конфуцианским взглядам
идеи сторонников учения Лаоцзы и Будды, благодаря чему их воззрения уже
не могут не различаться. Среди философов наиболее близки к правильному
пониманию природы-син те конфуцианцы, которые исконным воплощением
природы-син считают реальность гуманности, справедливости,
почтительности и мудрости. Для даосов и буддистов сушествует некая,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-