Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
11. Под словом "я" здесь и ряде других мест трактата понимается
самосущая ("в себе и для себя") единичность вообще.

12. Архатство - состояние архата, святого, достигшего нирваны.
Архат-ство - высшая цель буддизма хинаяны.

13. Имеются в виду состояния тмпа обморока щи отключение сознания на
высших ступенях медитативной психотехнической практики. Общий смысл
критики Цзун-ми сводится к тому, что полное господство причинной
обусловленности и континуальной непрерывности сознания делает
невозможным достижение религиозного освобождения - выхода из круговорота
рождений-смертей.

14. Учение о признаках дхарм (кит. фа сян) - учение школы виджнянавады
(йогачара). Также называется школой "только осознанного" (vijnaptimatra;
кит. вэй ши - "только сознание"), поскольку анализирует исключительно
сознание и его содержание, своеобразная индийская "феноменология
сознания". В китайской виджнянаваде резко усилилась ее идеалистическая
тенденция, приведшая к рассмотрению всей сферы опыта как различных
состояний сознания с соответствующим каждому состоянию содержанием.

15. Великая колесница (да чэн) - махаяна.

16. Восемь видов сознания - пять видов "чувственного" сознания (т.е.
сознания чувственных восприятии и их данных: зрительное, слуховое,
обонятельное, вкусовое и осязательное сознания); "сознание манаса" -
(manovijiiana), поскольку манас, "ум", рассматривается в буддизме как
орган восприятия (indriya) дхарм; мановиджняна рассматривается прежде
всего как принцип, объединяющий чувственные данные и наделенный
способностью к концептуализации; "аффективное сознание" - центр
индивидуализации, формирующий представление об "эго" и ответственный за
активно заинтересованное отношение субъекта к чувственно данному миру, и
алайя-сознание (alayavijnana, кит. алие ши, алайе ши) -
"сознание-сокровищница", субстрат и источник всех прочих сознании.

17. Истечения (vasana, кит. сюнь си) - кармические впечатления, в виде
отпечатков, сохраняющиеся в алайя-виджняне (семена, bija, кит. чжун цзы)
и в надлежащий момент актуализирующиеся через психику субъекта, что
приводит к новой кармической активности, в свою очередь приводящей к
появлению васан и "закладыванию" новых "семян" в алайя-виджняну.

18. "Учение о сокрушении признаков [анаковости]" (по сян цэяо) -
китайское название шуньявадм (мадхммики).

19. Имеется в виду "Муламадхъямика-карика" Нагарджуны как
основополагающий шуньявадинскии текст.

20. То есть "Махаяна шраддхотпада шастра" (Да чэн ци синь лунь) - очень
важный для китайской махаяны текст, возможно апокриф китайского
происхождения. В традиции приписывается индийскому мыслителю Ашвагхоше.

*
ЧЖУСИ

*/

Соотнесенность главного представителя неоконфуцианства /Чжу Си
(1130-1200) с самим Конфуцием иногда сравнивают с соотнесенностью на
Западе Фомы Аквинского с Аристотелем. Неоконфуцианство (по-китайски
именуемое дао сюэ "учение [истинного] Пути", ли сюэ - "учение об
индивидуальном принципе" и др.) обязано своим возникновением и
систематизацией "трем мастерам учения о принципе": Сунь Фу, Ху Юаню и Ши
Цзе, а позже Чжоу Дуньи (X-XI вв.). Благодаря братьям Чэн Хао и И) и Чжу
Си оно стало ведущим направлением, вскоре обретшим статус ортодоксальной
идеологии не только в Китае, но и в ряде сопредельных стран, прежде
всего в Японии и Корее./

/

Чжу Си был высокообразован, о чем свидетельствует присужденная ему в
возрасте 18 лет высшая ученая степень цзиньши. Он успешно сочетал
научную деятельность с государственной службой, занимая высокие
административные посты. Однако в 1196 г. впал в немилость: был лишен
всех чинов и званий, а труды его подверглись запрету. За год до смерти
Чжу Си был реабилитирован, а спустя несколько лет причислен к величайшим
конфуцианским авторитетам. В 1313 г. его учение было включено в
официальную программу для сдачи экзаменов при получении ученых степеней
и поступлении на государственную службу.

Обширное наследие Чжу Си состоит из комментариев к конфуцианским
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-