|
Ныне, критикуя это учение, скажу: "Если и сердце, и сфера объективного
мира равно отсутствуют, то кто же является знающим их отсутствие?
Опять-де, если нет никаких действительных дхарм, то опираясь на что
[происходит] понимание того, что они пусты и ложны? Среди появляющихся в
мире пустых и ложных вещей никогда не было таких, которые могли бы
появиться, не имея опоры. Если бы не было неизменной и влажной по своей
природе воды, как могли бы появиться пустые, ложные, иллюзорно
[наделенные существенными] признаками волны? Если бы не было чистого,
светлого и неизменного зеркала, откуда взялись бы все видь! пустых и
обманных отражений? И опять-таки, разве те, кто выше говорил, что
полагающая образы сновидения мысль и сфера воспринимаемых во сне,
[положенных ею] образов равно пусты и ложны, [не должны] в
действительности сказать, что это пустое и ложное сновидение непременно
должно иметь в качестве опоры спящего человека? Далее, если ограничиться
тем, что сердце и сфера объективного мира равно пусты, то тогда ведь не
будет [достигнуто] понимание того, на что опираются ложные проявления.
Поэтому, хотя знающие это учение и сокрушают [взгляды] хватающихся за
[ложные объекты] чувств, но они еще не уяснили [сущность] истинной
одухотворенной природы. Поэтому "Сутра барабана дхармы" гласит: "Во всех
сутрах о пустоте еще остается, что сказать". "Сутра большого объема" гласит:
"Пустота - это [только] входные ворота великой колесницы".
Рассмотренные выше четыре учения попеременно демонстрируют [разные]
взгляды, сначала поверхностные, потом глубокие. Но из-за того, что
изучающие их не довели до конца [труд] самопознания, называю
поверхностными [их все]. Так как они придерживаются взгляда, что
[постигли уже все] окончательно, называю их односторонними. Поэтому об
усвоивших их людях говорят как о поверхностных и односторонних.
1. Малая колесница (сяо чэн) - хинаяна (hinayana).
2. "Цветоформа" (гира, са) - буддийский термин, обозначающий
материальное в аспекте зрительно воспринимаемого.
3. "Сердце" (синь) - у Цзун-ми этим термином передаются различные
буддийские понятия - "психика" (citta), "сознание" (vijnana) и
"психическое" в оппозиции "психическое.-физическое" (пата-гора). В
последнем значении термины "цветоформа" и "сердце" употребляются в
данном случае.
4. Здесь Цзун-ми излагает буддийское учение о непостоянстве всего сущего
(anitya) и его мгновенности. Согласно доктрине мгновенности, каждая
дхарма (и соответственно любое явление) существует только мгновение.
Возникшая же в следующее мгновение дхарма связана с предыдущей в силу
закона причинной обусловленности. Таким образом, появляется континуум
дхармического потока, создающий иллюзию существования неких постоянных
"сущностных" вещей, явлений и т.д.
5. "Тело и сердце", т.е. физическое и психическое (пата-гйра).
6. Здесь Цзун-ми перечисляет три основных клеши - "омраченности",
аффективные состояния психики, вовлекающие, согласно буддийскому учению,
существо в круговорот "смертей-рождений".
7. Имеются в виду пять возможных, согласно буддийскому учению, форм
существования живых существ (и соответственно пять сфер перевоплощений):
божества, люди, животные, голодные духи и обитатели адов. Иногда к ним
добавляются еще воинственные демоны-титаны (асуры).
8. "Три мира" - важное понятие буддийской космологии. Мир (точнее,
психокосм) разделяется в ней на "сферу чувственного" ("мир желаний" -
kama dhatu), "сферу формы" (riipa dhatu) и "сферу отсутствия формы"
(агйра dhatu).
9. Здесь перечисляются четыре основных этапа космического цикла (kalpa)
от появления мира из пустоты в силу действия совокупной кармы живых
существ предшествующего цикла до его разрушения и возвращение в пустоту.
В автокомментарии Цзун-ми дает подробное изложение буддийской космогонии.
10. Скандха (skandha. кит. юнь) - досл. "куча". Скандхами называются
пять основных групп элементов, конституирующих живое существо. Четыре из
них относятся к психическому (vedana - способность ощущения приятного,
неприятного и нейтрального; samjna - формирующая представления
способность; samskara - дсятельно-волютивный аспект психики, связанный с
карми-ческой активностью, и vijnana - сознание, наделенное различающими
функциями; их китайские названия соответственно: цин, сян, син, ши).
Пятая скандха - физическое, материальное (гира, сэ).
|
|