Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
каноническим произведениям и к сочинениям его непосредственных
предшественников, а также из бесед с собственными учениками. Ему
принадлежит формулирование шести основных концепций, характеризующих
неоконфуцианство и сегодня. Это учение о "Великом пределе" (Тай цзи), об
универсальном принципе - ли, о морально-индифферентной пневме ци, о
природе вещей, теория "классифицирующего постижения" посредством
"доведения знания до конца" - чжи чжи. учение о четырех моральных
качествах, а именно: гуманность :- жэнъ, должная справедливость - и,
благопристойность - ли, разумность - чжи, из которых главенствующую роль
играет жэнь.

Перевод фрагмента трактата Чжу Си "Сян. Жавь у чжи сии" ("Природа-син.
Природа-син человека и вещей") выполнен В.В.Зайцевым. См.: Человек как
философская проблема:

Восток-Запад. М., 1991.

/*
 

*/*
"Син. Жэнь у чжи син"

ЧАСТЬ II. ДВАДЦАТЬ ДВА ПАРАГРАФА ИЗ "ВЭНЬ ЦЗИ" - "СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ"

*

2.01. Спрашивают: "Учителю Ичуаню принадлежит высказывание о том, что
„природа-син есть то же самое, что и Принцип- ли". Для меня, Биня, то,
что называют „принципом-ли", есть гуманность, справедливость,
почтительность и мудрость, но так ли это, я еще не знаю".

Чжу Си отвечает: "Эта четверка -связующая нить природы-син. А так ка" в
природе-син нет ничего, что бы не было охвачено ею, то Вам следует
проявить к неи более пристальное внимание". (Ответ Лю Даочжуну.)

2.02. Многие утверждают, что доброта, присущая природе- син, и доброта,
соотнесенная со злом, не есть одна и та же доброта. С моей точки зрения,
это не так: доброта, которая называется нами наипервейшей и
фундаментальнейшей, есть та же самая доброта, которая, растекаясь
повсюду,- вступает в отношения с противным ей злом. Нам следует лишь
иметь в виду различие, которое отличает ее состояние до проявления И
после него. Неявленная доброта есть та же самая доброта, что и явленная,
которая уже соотнесена со злом. Все дело в том, что, когда доброта
наипервейшая и фундаментальнейшая проявит себя, она. Оставаясь все той
же добротой, смешается с недобрым. Об этом говорится в "Цун шу": "Было
время, когда природа-син не действовала, но потом была приведена в
движение и обнаружила Себя". О том же самом Чжу Си как-то сказал: "Если
доброту, присущую природе-син, не признать тождественной доброте,
соотнесенной со злом, то я боюсь, что такое противопоставление их друг
другу вызовет у учащихся серьезные затруднения". (Из беседы с То Чжунхуем.)

2.03. Если исходить из положения о том, что "небесное предопределение
называют природой-син", то можно заключить, что благодаря ей мы обладаем
множеством путеводных принципов-ли, заключенных внутри ее. Поэтому было
сказано: "Природа-син есть место сбора принципов-ли". Следовательно,
здесь не утверждается, что первоначально была такая природа-син, которая
не содержала в себе принципов-ли, а ожидала их проявления, чтобы
соединиться с ними. Возьмите высказывание Ичуаня: "Природа-син есть не
что иное, как принцип-ли" - и внимательно рассмотрите его, тогда Вы
сможете убедиться, что это именно так.

Вы говорите о том, что "сердце-синь скрывает достоинства-дэ природы-син
человека и его чувств-цин", т.е. для Вас иероглиф "мяо" (таинственный,
сокровенный) имеет значение "главного распорядителя", и, несмотря на
это. Вы полагаете основной причиной всего такое достоинство, как
сыновняя почтительность, хотя в данном случае употреблять такие понятия,
как причина и следствие, право же, некорректно: сыновняя почтительность,
что ни говори, является всего лишь одной конкретной формой нравственных
достоинств-дэ. Для Вас же она является причиной, тогда как вся остальная
их масса ее следствиями.

Разве допустимо после этого опять утверждать, что природа-син является
причиной принципа-ли, когда ясно, что она одна из конкретньх форм среди
других конкретных форм принципа-ли? |Более того. Вы говорите, что все
принципы-ли Поднебесной ведут свою родословную от природы-син. В таком
случае принципы-ли. Поднебесной производны от природы-син и существуют
вне ее. Но разве не грешно считать их двумя разными вещами?

2.04. В Вашем послании, адресованном мне, сказано: "Я не знаю, откуда
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-