Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
 

Юань жэнь лунь

РАЗДЕЛЫ О ХИНАЯНЕ И МАХАЯНЕ

*

Учение малой колесницы (1) гласит о том, что цветоформа (2),
[представляющая собой] плоть и тело, а также сердце (3), [представляющее
собой] мысли и суждения, благодаря безначальной действующей силе
причинности каждое мгновение рождаются и исчезают (4), бесконечно
сохраняя преемственность в своем существовании. Как бегут струйки воды,
как горят языки пламени в светильнике, так тело и сердце (5)
по-видимости соединяются в нечто как бы единое, как бы постоянное. А
глупцы, не понимая этого, держатся за это, принимая его за свое "я",
дорожат этим "я", по причине чего и возникает алчная [привязанность],
гнев, тупость - эти три яда (6). Три яда подвигают помыслы и побуждают
тело и речь к совершению всех видов действий. Когда действия совершены,
то воздаяния [за них] нельзя избежать. Поэтому обретается [новое]
телесное существование в горе или радости на одном из пяти путей (7).
Обретение [нового] телесного существования в трех мирах (8), дурных или
благих местах обусловлено тем, что существа вновь хватаются за свое "я".
Вновь возникает алчная [привязанность] и прочее, совершаются действия,
получается воздаяние. Если есть телесное существование, то есть
рождение, старость, болезнь и смерть, а после смерти - новое рождение.
Если есть миры, то есть и [этапы их существования]: формирование,
становление, разрушение и пустота, а после пустоты - новое формирование
(9). Так кальпа за кальпой, жизнь за жизнью непрерывно вращаются
[существа] в круговороте [сансары], без начала и конца, словно
колодезное колесо.

И все это потому, что нет понимания, что корень телесного существования
отнюдь не "я". О том, что [в действительности] не является "я", говорят
как о признаке, на котором основывается телесное существование и который
появляется по причине упорядоченного взаимосоединения цветоформы и сердца.

Теперь, осуществляя анализ, отметим, что цветоформа состоит из земли,
воды, огня, ветра - четырех великих [стихий], а сердце состоит из
четырех скандх (10): "восприятия", "помысла", "действия" и "сознания".
Если каждое их этих [физических и психических] начал является "я", то
значит, что [у каждого существа] есть восемь "я". А тем более, какое
множество их должно быть на всем великом земном пространстве! Говорят,
что есть триста шестьдесят отдельных костей, причем каждая отличается от
любой другой. Кожа, перья, мышцы и мясо, печень и сердце, селезенка и
почки - все они далеко не одинаковы. Все [функции] сердца также далеко
не тождественны: видеть - не то же самое, что слышать, радоваться - не
то же самое, что сердиться, а всего в совокупности имеется восемьдесят
четыре тысячи мирских страстей. И есть еще великое множество явлений
того же рода. Как же тогда узнать, что надо считать за "я"? Если все это
[отдельные] "я", значит во мне сотни тысяч "я". Если в одном теле так
много господ, то это означает смуту.

Кроме того, опять-таки [отметим], что нет никаких отдельно
[существующих] дхарм. Они непостоянны и изменчивы, толкают к
[конструированию] "я" (11), но это не достигается. И тогда наконец
понимаешь, что это телесное существование есть не что иное, как
гармоническое сочетание признаков, [возникших в силу] причинно
обусловленного подобия, и изначально нет никакого [субстанционального]
человеческого "я".

Так кто же вожделеет и заблуждается? Кто убивает, разбойничает,
выполняет обеты? [Существа] безостановочно блуждают в трех мирах
омрачения [в соответствии с совершенными] добрыми и злыми [делами],
благодаря же усвоению учения об отсутствии "я" они умудряются,
уничтожают вожделение и прочее, прекращают все виды действий и достигают
познания пустоты "я", истинной таковости и тогда обретают плод архатства
(12). После смерти тела и уничтожения сознания прекращаются и все страдания.

Согласно этому учению, цветоформа и сердце - эти две дхармы, а также
вожделение, тупость и гнев считаются корнем телесного существования и
основой сосуда мира. Прошлое и будущее также в основе не имеют другой
отдельной дхармы.

Теперь, критикуя это [учение], скажу: "Если жизнь [в санса-ре] и
пребывание в мирах непрестанных [перерождений] считать корнем телесного
бытия, то тогда индивидуальное существование непременно было бы
непрерывным. Однако, даже если не возникает [какого-либо] дефекта пяти
видов сознания, все же сознание иногда перестает функционировать (13).

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-