Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
якобы именно в силу того, что они несут в себе жизненную энергию пяти
первоэлементов, - отнюдь не получает подтверждения".

Коль скоро вся тьма вещей находится в постоянной взаимной борьбе, то
существа, обладающие кровью, также подавляют друг друга. Удается же
растерзать и сожрать другого тому, у кого острые клыки и зубы, сильные
мускулы, гибкие и ловкие движения и дерзкая отвага. Если между людьми на
земле власть не распределена поровну и силы их не равны, то они,
естественно, побеждают и покоряют друг друга, используя силу для
подавления и оружие для убийства. Люди используют. Оружие для взаимного
уничтожения точно так же, как животные рвут друг друга зубами, рогами,
когтями и клыками. Сильные, крепкие мышцы, острые рога, дикая ярость и
длинные клыки могут обеспечить победу, а малодушие, короткие когти ведут
к погибели, трусость и тупые шпоры приносят поражение. Люди бывают
храбрые и трусливые, и от этого в сражениях зависят успех или неудача, и
совсем не обязательно победивший должен быть наделен жизненной энергией
металла, а побежденный - тончайшим жизненным началом дерева. Конфуций
был так напуган Ян Ху, что удалился, обливаясь потом. Но цвет [лица] Ян
Ху не обязательно был белым, а Конфуция - голубым. Из того, что ястреб
набрасывается на голубя или воробья, а сова пожирает лебедя или дикого
гуся, вовсе не следует, что ястреб и сова родились на юге, а голуби,
воробьи, лебеди и дикие гуси обитают на западе; на деле победа или
поражение зависят от силы мышц, смелости или трусости.

В общественных местах люди всегда пускаются в споры, а в селениях
постоянно затевают тяжбы. При тяжбах обязательно оказываются правая и
неправая стороны, а в спорах выявляются истинное и ложное высказывания.
Заблуждающиеся и виновные - проигрывают, а правые и придерживающиеся
истины - выигрывают.

Но бывает, что выходит победителем в споре тот, кто боек на язык и чья
речь искусна и пристрастна; тот же, кто запинается, затрудняясь в
подборе выражений, заикается и не находит слов для ответа, оказывается
побежденным. Язык в спорах и тяжбах играет ту же роль, что в сражениях
мечи и копья. Острые мечи, длинные копья, сильные руки и быстрые ноги -
залог победы, тупые мечи, короткие секиры, медлительные и нерасторопные
руки и ноги - причина поражений.

Победа одного живого существа над другим зависит или от силы мышц, или
от храбрости духа, или от хитрости и ловкости. Даже малое существо может
одолеть большое, если оно обладает храбростью духа, ловким языком и
проворными ногами. Большое же [существо], если оно не обладает крепким
телосложением, мощными крыльями и рогами, может потерпеть поражение от
малого. Если сорока пожирает ежа, а сорокопут поедает змей, то это
потому, что ежи и змеи не очень-то проворны. Сила москитов и комаров
несравнима с силой лошадей и быков, однако быки и

*
ЦЗУН-МИ

*/

Проникший из Индии приблизительно в I-II вв. буддизм впоследствии стал
одним из трех основных направлений мысли в Китае. Поначалу он
воспринимался как одна из разновидностей даосизма, бытуя в форме
народных верований и практик. Перевод буддийских текстов на китайский
язык стимулировал распространение и развитие здесь собственно буддийской
философии. Уже в III в. начинает проявляться своеобразие китайского
буддизма, выразившееся прежде всего в отличном по сравнению с исконным
буддийским учением понимании бытия и небытия. К VI в. из семи китайских
буддийских школ две придерживались концепции небытия, а остальные пять
отдавали предпочтение концепции бытия. Жесткое расхождение было, однако,
преодолено благодаря синтезированному подходу, утвердившемуся в трех
самобытных китайских школах буддизма: тяньтай, хуаянь и чань.

Взгляды Цзун-ми (780-841) представляют особый интерес, поскольку он был
пятым патриархом школы хуаянь и одновременно четвертым патриархом одного
из направлений школы чань. Созерцательные практики чанъ рассматривались
им как формы практической реализации хуаяньского учения - отсюда тезис о
"единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). Цзун-ми пытается
осмыслить эволюцию буддийского учения, представив его историю как
поэтапное восхождение от низших форм к наивысшей в учении школы хуаянь.

Важнейшее произведение Цзун-ми - "Юля" июнь луяь" ("О началах
человека"). Перевод с китайского и примечания к разделам данного
сочинения, посвященным хинаяне и махаяне, принадлежат Е.А.Торчинову.
См.: Историко-философский ежегодник. 1989. М.. 1990.

/*

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-