Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
Конфуцианцы утверждают: "Небо и земля рождают человека, действуя с
[определенной] целью". Это высказывание ложно. Когда соединяются
жизненная энергия неба и земли, то в результате естественно рождается
человек, подобно тому как от сомнения жизненной энергии мужчины и
женщины естественно жизненной анергии [все сущее] рождается и каждый
раз, воспроизводит сам себя. Это в равной мере действительно всего
множества вещей, созданного между небом и землей.

Говорят:

"Если истинно то, что небо и земля, создавая человека, не [действуют] с
[определенной] целью и человек поэтому рождается естественно, то почему
сторонники этой точки зрения заявляют следующее: „Небо и земля являются
плавильной печью, вся тьма вещей -медью, силы инь и ян - пламенем,
созидание и преобразование [всего сущего] - это процесс плавки"? Но, как
известно, гончар и литейщик, выплавляя медь и обжигая изделия в огне,
действуют с [определенной] целью. Признавая, что, создавая человека,
небо и земля не [действуют] с [определенной] целью и что человек поэтому
рождается естественно - и только, можно ли [при этом] утверждать, будто
гончар и литейщик изготавливают [свои] изделия, не ставя перед собой
[никакой] цели, изделия же поэтому производятся [случайно], сами собой?

Если сравнение не вяжется с фактами, оно не может служить средством
объяснения, а если изречение не выражает сути [явлений] - его нельзя
считать истинным".

На это можно ответить:

"Смысл сопоставления - [показать], что природные свойства [у разных]
людей [так же] неодинаковы, как [неодинаковы] формы, куда льется
расплавленная медь, и гончарные изделия, обжигаемые в огне. И никак не
утверждается то, что будто бы небо и земля создают человека точно так
же, как гончар или литейщик делают свое дело.

Люди, прибегающие к сопоставлениям, всегда привлекают [для
доказательства] дела людей, но они должны быть взяты как нечто целое, их
нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Когда хотят своими глазами
увидеть собственную макушку, голова не может не повернуться, когда хотят
рукой взяться за свою ступню, нога не может остаться при этом
неподвижной, ибо глаза и голова составляют одну часть тела, а рука и
нога относятся к [взаимосвязанным конечностям] одного организма.

Ныне гончар и литейщик сначала месят глину, потом лепят ее, чтобы
придать ей форму, .что является действием [с определенной] целью. Прежде
чем разжечь уголь, чтобы получить огонь, они обязательно сначала
приводят в надлежащий вид печь, что также делается с [определенной]
целью. Однако не вся расплавленная медь застывает в нужной форме, а
обжигаемая посуда не всегда выходит хорошо, ибо невозможно все сделать
так, как задумано.

Коль скоро природа не может создавать человека с [определенной] целью,
то она так же не может создавать с [определенной] целью и всю тьму
вещей. Все сущее рождается само собой, естественным образом [в
результате] соединения жизненной энергии неба и земли.

Пахота, посев и прополка производятся с [определенной] целью, однако
будет урожай или нет - зависит от естественных [факторов]. Как доказать
это? Если бы природа с [определенной] целью создавала всю тьму вещей, то
она должна была бы внушить им взаимную любовь и не должна была бы
допускать вреда, наносимого ими друг другу".

Некоторые говорят:

"Природа создает тьму вещей из жизненной энергии пяти первоэлементов.
Благодаря этому тьма вещей заключает в себе жизненную энергию пяти
первоэлементов, а жизненная энергия пяти первоэлементов [по природе
своей] попеременно взаимно уничтожает друг друга".

На это возразим:

"Порождая тьму вещей, природа должна была бы [тогда] использовать
жизненную энергию [лишь] одного из [пяти] первоэлементов, внушив вещам
взаимную любовь, а не жизненную энергию [всех] пяти первоэлементов,
поощряя их к взаимному уничтожению".

Некоторые утверждают:

"Чтобы сделать вещи полезными, надо заставить их взаимно враждовать, ибо
именно [взаимная] вражда способствует взаимному становлению их как
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-