|
дает цвет телу, то это тело либо может окрашиваться, либо не может; если
оно может окрашиваться, то окрашивание необходимо будет для него
естественным, а если иметь цвет естественно для тела, то цвет этот - его
действие, причем не может быть естественным для него то, что зависит от
другого, так же как стяжание чего-либо не может быть сотворением иного;
если же для тела не является естественным окрашиваться, то допустимо,
что Творец будет окрашивать его, а оно не окрасится.
Салих Кубба говорил, что человек действует только в самом себе, а что
возникает при его действии, как движение камня от толчка, сгорание
дерева при соединении с огнем, боль от удара, [то сотворено Всевышним] и
тому Он дает начало. Допустимо, что тяжелый камень будет тысячу лет
соединен с тонким воздухом, а Бог не сотворит в нем падения, но сотворит
покой; что огонь будет соединен с дровами многие моменты времени, а Бог
не сотворит возгорания; что на человека возложат гору, а он не
почувствует ее тяжести; что Он сотворит покой маленького камешка, когда
его будут толкать, и не сотворит его перемещения, даже если все люди на
земле будут толкать его и упрутся в него; что Всевышний может сжечь
человека, а тому не будет больно, но Он сотворит в нем наслаждение; что
Всевышний положит постижение вместе со слепотой, а знание - со смертью.
Он допускал, что Всевышний может устранить тяжесть небес и земли, не
умалив их ни на частичку, так что они станут легче перышка. Я слышал,
что однажды его спросили: значит, ты не будешь возражать, что в данный
момент сидишь в Мекке под раскинутым над тобой шатром, не зная этого,
поскольку Бог не сотворил в тебе знания об этом, и притом ты здрав и в
своем уме? - и он ответил: нет, не буду. Тогда и нарекли его "Кубба"
("шатер"). Я также слышал, что однажды его спросили о видении - если он,
находясь в Басре, увидит, что он в Китае, - и он ответил: да, я и есть в
Китае, если вижу, что я в Китае. Тогда его спросили: а если тебя
привяжут за ногу к человеку, находящемуся в Ираке, а ты увидишь, будто
ты в Китае? - и он ответил: я и буду в Китае, даже если увижу, что
привязан за ногу к человеку в Ираке.
Самама говорил, что единственное действие человека - воля, прочее же -
возникающее, не имеющее создателя, вроде движения камня при толчке и
тому подобного. Он говорил, что все это сопрягается с человеком метафорично.
Ал-Джахиз говорил, что все [действия] после воли человек [совершает]
естественно, а не по выбору и что по выбору он производит только волю.
Дирар и Хафс ал-Фард говорили, что к действиям людей относится то, что
порождено их действием и от чего они могут воздержаться в любой момент
по своему желанию, прочее же, от чего они не могут воздержаться в любой
момент по своему желанию, то не их действие и не является необходимым
благодаря причине, которая является их действием.
Дирар бен Амр говорил, что человек действует вне занимаемого им места и
что порожденные его действием в ином движение или покой являются его
стяжанием и творением Бога (Славен Он и Велик!). Кроме Дирара, все люди
утверждения говорят, что человек не действует в ином, считая это
невозможным. (с. 400-407)
1. Коран, 20:39. Бог объясняет Моисею, почему было устроено так, что его
отдали на воспитание фараону.
2. Коран. 55:27.
3. "Зейд" (наравне с "Амром") - имя, традиционно используемое в
классической арабской мысли для формулировки примеров или тезисов в
общем виде.
4. "Частица".
5. Философствующие - представители арабского перипатетизма. Ибн Сина в
своих "Указаниях и наставлениях" высказывает именно то мнение, о котором
говорит ал-Ашари, и опровергает представление о бесконечной актуальной
делимости частиц.
6. Здесь рукописи испорчены.
*
АЛ-ФАРАБИ
*
Человек, прозванный Вторым Учителем или Аристотелем ^ Востока, родился в
местечке Фараб, расположенном на берегах Сырдарьй к северо-западу от
нынешнего Ташкента, и был Наречен по месту рождения Абу Насром ал-Фараби
|
|