Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
*

Мутакаллимы разошлись во мнениях относительно порождения действиями
следствий, как, например, движение камня, случающееся, когда его некто
толкнет, его падение, когда его отпускают [с высоты], боль, случающаяся
от удара, испускание духа, случающееся при приеме пищи, цвета,
случающиеся от удара и тому подобных причин, возникающие вкусы, запахи и
тому подобное.

Одни говорили: то, что порождается нашим действием, как (6) возникающий
от белил и румян, вкус пастилы, возникающий от соединения основы и
сахара и выдерживания их, как возникающий запах или боль, возникающая от
удара, наслаждение, возникающее от еды, испускание духа, возникающее при
приеме пищи, излияние семени, возникающее при движении, движение камня,
возникающее при толчке, движение стрелы, возникающее при выстреливании,
постижение, возникающее, когда мы отверзаем свои очи, --все это наше
действие, возникающее от причин, проистекших от нас. Так же перелом руки
или ноги, возникающий при падении, - действие того, кто обеспечил его
причину. Так же выздоравливание вправленной руки или вправленной ноги -
действие человека. Так же - хроническая слабость ноги, [возникающая,]
если человек сломает или, [иначе], повредит ее так, что она будет
хронически нездоровой. Так же постижение всеми органами чувств -
действие человека. чине, которую он произвел, будучи жив. Точно так же,
если он будет уничтожен, он будет действовать в ином, будучи
несуществующим, благодаря причине, что [проистекла] от него, когда он
был жив.

Как Бишр бен ал-Мутамар, так и Абу ал-Хузейл считали, что человек не
может создать ни силу, ни жизнь, ни тело.

Ибрагим ан-Наззам говорил: единственное действие человека -движение, и
действие он производит только в себе самом. Молитва, пост, воления,
нежелания, знание, невежество, правда, ложь, речь человека и его
молчание, а также прочие его действия - движения. Точно так же, если
человек покоится в одном Месте, то смысл этого- что он существует в нем
два момента времени, то есть движется в нем два момента времени. Он
считал, что цвета, вкусы, запахи, теплота и холод, звуки, боль - тонкие
тела, а человек не может производить тела. Наслаждение он также не
считал действием человека. Он считал, что все, что случается вне
человека, является действием Всевышнего, [совершающимся] благодаря Его
обязывающему сотворению вещи, как, например, движение камня, который
толкают, или падение его, когда его бросают, или движение вверх, когда
его подбрасывают. Также и постижение - действие Всевышнего,
необходимо-сотворяющего природу [вещи]. Это значит, что Всевышний
наделил камень такой природой, что он приходит в движение, если его
толкнуть, и так во всем порождаемом.

Как передают, он считал, что Всевышний сотворил [все] тела сразу и что
тело сотворяется в каждый момент времени.

Он говорил, что человек - дух и что он действует в себе самом. Передают
по-разному его мнение о том, действует ли человек в своей оболочке и в
своем остове. На самом деле он говорил, что человек действует в своей
оболочке, хотя некоторые передают, будто он говорил, что человек
действует и в своем остове и своей оболочке.

А другие мутакаллимы, а именно Абу ал-Хузейл, говорили, что воления и
нежелания, знание и невежество, правда и ложь, речь и молчание не
относятся к движению и покою.

Муаммар говорил, что человек не производит в самом себе ни движения, ни
покоя, но что он производит в самом себе волю, знание, нежелание,
умозрение и уподобление. Он говорил, что человек не производит в ином
ничего, что он - неделимая частица и неразделимый смысл и что в этом
своем теле он потому, что управляет им, но не потому, что соприкасается
с этим телом или вселился в него. Он говорил, что порожденное и то, что
внедряется в тела: движение, покой, цвет, вкус, запах, жар, холод,
влажность, сухость - является естественным действием того тела, куда это
внедрилось; что мертвое естественным образом производит акциденции,
которые в него внедряются, что жизнь - действие живого, а могущество -
действие могущественного и также смерть - действие мертвого. Он говорил,
что Всевышний не производит акциденций и не описывается как могущий
произвести акциденцию, жизнь, смерть, слух, зрение; что слух - действие
слышащего, и также зрение - действие зрящего, а постижение - действие
постигающего, и чувственное восприятие - действие чувственно
воспринимающего; что также и Коран - действие того, от чего он был
услышан, будь то ангел, дерево или камень, и что Бог (Славен Он и
Велик!) не имеет речи истинностно (превелико вознесен Господь наш над
подобными речами!). Он говорил, что Всевышний производит окрашивание,
оживление и умерщвление и что это - не акциденции, поскольку если Творец
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-