Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
(ок873-950).

Начальный период жизни Второго Учителя протекал в Средней Азии
(Самарканд, Бухара). Некоторое время пробел он в Иране, затем для
продолжения образования отправился в Багдад -средоточие культурной жизни
и научной мысли всего Арабского халифата. Здесь ему удалось обрести
знания в области естествознания, математики, медицины, теории музыки,
логики. Будучи тюрком по происхождению. ал-Фараби сумел овладеть
арабским, персидским, греческим, сирийским и многими другими языками
(утверждают, что он знал свыше 70 языков).

Более всего его увлекали занятия философией, в особенности античной
мудростью, обширно представленной в переводах произведений
древнегреческих философов, в первую очередь Аристотеля.

Вероятно, из-за сложности политической обстановки и гонений. которым
подверглись нетрадиционно мыслившие люди (казнь ал-Халладжа в 922 г. -
один из наиболее трагических примеров), ал-Фараби предпочел или, скорее,
был вынужден переехать в 941 г. в Дамаск, где и прожил девять лет до
своей смерти.

Определить точное число произведений ал-Фараби затруднительно
(практически это можно сказать в отношении большинства других арабских
перипатетиков). По всей видимости, это число колеблется в пределах
80-130. По тематике сочинения Второго Учителя охватывают практически все
отрасли средневековой науки и культуры: арифметику, геометрию,
астрономию, физику, химию, оптику, медицину, биологию, лингвистику,
поэтику, риторику, каллиграфию, музыку, юриспруденцию, политику, этику,
педагогику.

Трактаты ал-Фараби по философии посвящены определению предмета
философии, анализу основных законов и категорий бытия; форм, ступеней и
способов познания; исследованиям по логике. Испытав на себе
преимущественно влияние философии Аристотеля, и Платона, Второй Учитель
стремился сопоставить учения двух. великих греков, в какой-то степени
примирить и синтезировать их.

Незадолго до кончины, в возрасте 70 лет, ал-Фараби завершил "Трактат о
взглядах; жителей добродетельного города", в котором попытался
воссоздать схему развития мироздания от начала до возникновения
человеческого общества и изложить свое видение идеального общественного
устройства, творчески преnаpupoвaв при этом идеи Аристотеля и Платона.

Фрагмент из "Трактата о взглядах жителей добррдетельного города", в
переводе с арабского И.О. Мухаммеда и А.В. Сагадеева печатается по
изданию: Ал-Фараби. Философские трактаты. А- А., 1970.

"Трактат, о взглядах жителей добродетельного города"

*

26. О ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЪЕДИНЕНИИ И ВЗАИМОПОМОЩИ

*

По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного
существования и достижений наивысшей совершенства он нуждается во многих
вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых
он нуждается в некоем сообществе людей доставляющих ему каждый в
отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он испытывает
потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится
точно в таком же положений. Bот почему лишь через объединения многих
помогающих друг Другу людей, где каждый доставляет другому некоторую
долю того, что необходимо для. его существования, Человек может обрести
то совершенство, которому он предназначен по своей природе. Деятельность
всех членов такого сообщества в совокупности своей доставляет каждому из
них все то, в чем он нуждается для существования и достижения
совершенства. Вот почему человеческие индивиды размножились и, заселили
обитаемую часть земли, в результате чего И возникли человеческие
общества, из коих одни представляют собой полные общества, а другие -
неполные. При этом полные общества бывают трех видов; великие, средние и
малые.

Великое общество - это совокупность обществ всех людей, населяющих
землю, среднее - это общество, представленное одним каким-либо народом,
а малое - это общество, представленное жителями какого-либо города,
занимающего определенную часть той местности,, которую населяет тот или
иной народ неполные общества составляют жители селения и совокупность
обитателей квартала, затем - совокупность тех, кто живет на какой-нибудь
одной улице, затем - совокупность тех, кто живет в одном доме. Последние
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-