|
согласно ему, - это шесть [неделимых] частиц, а [наименьшее] тело из
Шести столпов.
Ан-Назаамай своей книге "Ал-Джуз (4) упоминает что некоторые утверждали:
неделимая частица - это вещь, лишенная длины, ширины и высоты, она не
имеет сторон и не занимает место, не покоится и не движется и не может
существовать отдельно. Так говорил Аббад бен Сулейман. Он говорил, что в
частице не может быть движения, покоя, бытия, она не. может занимать
место, не имеет сторон и не может существовать отдельно. Он говорит, что
смысл [слова] "частица" в том, что у нее есть половина и что у .этой
половины также есть половина. Ан-Наззам передает, что некоторые
говорили: частица имеет [только] одну сторону - так, вещи обращены к нам
одной стороной - и это та сторона, с которой мы к ней подходим.
Ан-Наззам передает также, что некоторые говорили: частица имеет шесть
сторон, причем они - ее акциденции и иное, нежели она, что она неделима,
и что ее акциденции - иное, нежели она, что она подвластна счету, и что
она неделима со [всех] своих сторон: сверху, снизу, справа, слева,
спереди и сзади.
Он передает, что другие говорили: частица имеется, но существует не
благодаря самой себе* она существует благодаря не менее чем восьми
неделимым частицам. Тот, кто спрашивает об одной из таких частиц,
спрашивает о ее отдельном [существовании], тогда как ее отдельно не
бывает. Однако она познается. Речь здесь ведется о восьми, ибо восемь
обладают длиной, шириной и высотой. Длина [образована] двумя, частицами;
длина с длиной дают плоскую протяженность, имеющую длину и ширину, а
плоская протяженность с плоской протяженностью дают сторону, имеющую
длину, ширину и высоту.
Он передает, что другие говорили: частицы делятся, пока не останется две
частицы, которые, если ты задумаешь их разделить, делением будут
погублены. Попытавшись представить из них одну, таковую в своем
представлении не обнаружишь, а попытавшись разъединить их мысленно или
иначе, увидишь только их исчезновение. Это последнее, что передает
ан-Наззам.
Салих Кубба утверждал наличие неделимой частицы и не допускал, что
частица, может сходиться с шестью себе подобными либо с двумя. Он
говорил: одна частица не может сходиться с двумя. Он допускал, что в нее
внедряются все акциденции, кроме составления.
Абу ал-Хусейн ас-Салихн допускал в неделимой частице все акциденции и
что в нее может внедряться такой смысл, который, когда частица
соединяется с другими, называется составлением, однако мы не назьдааем
его [в одиночной частице] составлением, сообразуясь тем, что принято в
языке.
Дирар, Хафс ал-Фард и ал-Хусейн ан-Надджар говорили, что частицы - это
цвет, вкус, жар, холод, жесткость и мягкость, что все эти вещи,
собранные вместе, - тело и что "частицы" не имеют иного смысла, кроме
перечисленных вещей. Наименьшее число существующих частиц - десять.
Таково наименьшее тело. Они говорили" что эти частицы рядоположены
наитончайшим образом, и отрицали взаимное проникновение.
Муаммар говорил, что человек - это неделимая частица. Он допускал, что в
него, внедряется знание, могущество, жизнь, воля и нежелание, но не
допускал в нем соприкосновения [с другими], отделенное [от другого],
движения, покоя, цвета, вкуса и запаха.
Ан-Наззам говорил: у всякой частицы есть ее частица, и у каждой части
есть часть, и у всякой половины есть половина. Частицу можно делить
бесконечна, и она с точки зрения разделения не имеет предела.
Некоторые философствующие (5) говорили, что частица делима и что это
деление актуально имеет предел, но потенциально и в возможности для
деления предела нет.
Сомневающиеся выражали сомнение и говорили: мы не знаем, делима частица
или нет.
Некоторые из тех, кто утверждал наличие неделимой частицы, говорили, что
частица сама по себе имеет длину, ибо иначе тело никак не могло бы быть
имеющим длину, поскольку от соединения двух не имеющих длины длина
произойти никак не может. (с. 314-318)
*
[ЧЕЛОВЕК И СПОСОБНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ]
|
|