Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
является действием, тем она не может именоваться до того, как оное
возникнет, например [имя] "претерпевающее" или "возникшее". То, чем вещь
именуется благодаря существованию некоторой причины в себе, тем она не
может именоваться, пока та причина в ней не существует, например имена
"тело", "движущееся" и тому подобное. Он опровергав тех, кто говорил:
"Вещи - вещи до своего бытия", считая, что это выражение неверно,
поскольку их бытие -это их существование, не что иное, как они, и кто
говорит:

"Вещи - вещи до своего бытия", тот тем самым как бы говорит:

"Вещи - до самих себя".

Некоторые говорили: Бог непрестанно знает миры и тела, которые Он не
сотворил, и непрестанно знает вещи, субстанции и акциденции, которые не
были и не суть. Мы не говорим, что Он непрестанно знает верующих,
неверующих и действующих, но говорим, что всякую вещь, которую Бог может
наделить некоторым атрибутом, Он знает с тем атрибутом, коль скоро тот
атрибут подвластен Богу, ибо она остается непрестанно Ему подвластной.
Они говорили, что человека нельзя назвать "верующий" или "неверующий" в
состоянии его бытия, а если он не может быть описан этими атрибутами в
состоянии своего бытия, то не может быть ими описан и до своего бытия.
Поскольку Бог может сотворить его как наделенное длиной тело, говорится:
"Подвластное [Богу] имеющее длину тело". Так считал аш-Шаххам. Эти
мутакаллимы допускали противоречие, поскольку тело в состоянии своего
бытия - сотворенное и существующее, а они не говорили о нем, что оно
сотворенное и существующее до своего бытия.

Некоторые говорили, что Бог - непрестанно знающий тела, которые не были
и не суть, и что Он знает верующих, которые [еще] не были, и неверующих,
которые [еще] не сотворены, [знает] движущихся,. покоящихся, верующих и
неверующих в этих атрибутах до того, как они сотворены. Соразмеряясь с
этим, они даже говорили: известные [люди] терпят муку в языках пламени
по атрибутам, а верующие награждены, прославлены, облагодетельствованы в
[райских] кущах по атрибутам, не в бытии, поскольку Бог может сотворить
того, кто будет Ему послушен, и наградить его, а также того, кто Его
ослушается, и наказать его, как подвластное и познанное [Им]. Передают,
что Аниаб бен Сахл ал-Харраз говорил: сотворенное по атрибутам до
существования, а также: сущее по атрибутам, (с. 158-163)

*

[АТОМИЗМ]

*

Люди держались четырнадцати мнений в вопросе о теле: может ли оно
разъединиться и истребить всю соединенность, в нем имеющуюся, так что
останется одна неделимая Частица, или не может, а также о том, что
внедряется в тело:

Абу ал-Хузейл говорил, что Всевышний может разъединить тело и истребить
всю имеющуюся в нем соединенность, так что оно станет неделимой
частицей. Он говорил, что неделимая частица не имеет длины; высоты и
ширины, в ней нет ни соединенности, ни разъединенности и что она может
соединяться с другими [частицами] и разъединяться с ними. Горчичное
зерна может быть .разделено пополам, затем на четыре части, на восемь и
так далее, что каждая его частичка не станет неделимой. Абу ал-Хузейл
допускал, что неделимая частица может иметь движение, покой и одиночное
существование, соприкасаться сама с шестью ей подобными частицами"
соединяться и разъединяться с другими и что [Бог] "может представить ее
отдельно от другого, так что ее узрят очи, и что Он может сотворить в
нас видение этой частицы и постижение ее. Он не допускал" что она может
иметь цвет, вкус, запах, жизнь, могущество, знание, и говорил, что все
это допустимо только в теле. Для нее же он допускал только те
акциденции, о которых мм сказали.

Ал-Джуббаи утверждал наличие неделимой частицы и говорил, что сама она
сходится с. шестью ей подобными. Он допускал в ней, когда ока одна,
движение, покой, цвет, бытие, соприкасание [с другими частицами], вкус,
запах и не допускал, что в нее когда она одна, внедряется [акциденция]
длины или составления, а "также знание, мощь или жизнь.

А Абу ал-Хузейл отрицал, что тело является длинным, широким или высоким
и притом составным. Он говорил, что, когда соединяются две вещи, из
которых ни: одна не является длинной, получается одно имеющее длину [тело].

Хишам ал-Фуватийй утверждал наличие неделимой частицы, однако не
допускал, чти она может соприкасаться [с другими] или быть отличен" от
Других и видима. Это он допускал в отношении столпов тела. Столп тела,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-