|
моменты [существования], что Он непрестанно знающий, что они будут в
свои моменты [существования], и что Он непрестанно знающий о телах в их
моменты [существования] и о сотворенном в его моменты [существования].
Он говорил, что познаваемо только сущее, не называл не-сущее
познаваемым, а несуществовавшее подвластным и называл вещи вещами,
только если они существуют, и не называл их вещами, если они не существуют.
Аббад бен Сулейман говорил: Бог непрестанно знающий о познаваемом, Он
непрестанно знающий о вещах, Он непрестанно знающий о субстанциях и
акциденциях, Он непрестанно знающий о действиях, Он непрестанно знающий
о творении. Но он не говорил, что Он непрестанно знающий-о телах, или
что Он непрестанно знающий . о претерпевающем, или что. Он непрестанно
знающий о сотворенном. О разных родах акциденций - цветах, движениях,
запахах, - он говорил, что Он непрестанно знающий о цветах, движениях,
запахах, распространяя это на все прочие роды акциденций. Он говорил, -
что познаваемое - познаваемое Богом до своего бытия, подвластное --
подвластное Богу до своего бытия, что вещи - вещи до своего бытия, что
действия - действия до своего бытия, но считал невозможным, "грибы тела
были телами до своего бытия, сотворенное - сотворенным до своего бытия,
а претерпевающее - претерпевающий до своего бытия. Он считал действие
вещи иным, нежели сама вещь, равно как и ее творение - иным, нежели она.
Если его спрашивали:
"Говоришь ли ты, что вот эта сущая вещь - именно та, что не была
существующей?" - он отвечал: "Нет, я этого не говорю". А если его
спрашивали: "Говоришь ли ты, что она - [нечто] иное?". - он отвечал:
"[И) этого я не говорю".
Некоторые, среди них Ибн ар-Раванди, говорили, что Всевышний непрестанно
знающий вещи в том смысле," что Он непрестанно знающий, что вещи будут
существовать. Так же он говорил и о телах, субстанциях и сотворенном,
что Бог непрестанно знающий, что тела, субстанции и сотворенное 'будут
существовать. Он говорил, что познаваемое познаваемо Богом до своего
бытия, и что, утверждая это как познаваемое Богом до своего бытия, мы
отсылаем к тому; что Бог знает это до его бытия: утверждать познаваемое
как познаваемое Зейдом (3) до своего бытия - это отсылать к знанию
ЗейДа:о нем до его бытия. Что подвластное - это подвластное Богу до
своего бытия, он объяснял так же, как о познаваемом. Так же он говорил
ибо всем, что связано с иным. Например, приказанное является приказанным
благодаря существованию приказания, а запретное является запрещенным
благодаря существованию запрета. Желаемое является благодаря
существованию направленной на него воли желаемым, так что оно - Желаемое
до своего бытия; здесь он отсылал к утвержденности воли до его
("желаемого". - А.С.) бытия. Так же он говорил о приказанном,
запрещенном и прочем, что связано с иным. Он считал, что вещи - вещи,
[только] если они существуют, и что смысл того, что они вещи, - что они
сущие. Так "обо всяком имени, которым называются вещи и которое не
связано с иным, нежели они, но является отсылкой к ним и оказыванием о
них, он говорил, что вещи не могут именоваться им до своего бытия или в
состоянии своего небытия.
Некоторые на багдадцев говорили: мы говорим, что познаваемое -
познаваемое до своего-бытия, и что, подвластное - подвластное до своего
бытия, и что вещи - вещи до своего бытия; но об акциденциях [так]
говорить возбраняется.
Мухаммад бей Абдель Ваххаб ал-Джуббаи говорил: я говорю, что Всевышний -
непрестанно знающий о вещах, субстанциях и акциденциях. Он говорил, что
вещи познаются [как] вещи до своего бытия и именуются вещами до своего
бытия, что субстанции именуются субстанциями до своего бытия, и так же
[он говорил] о цветах, вкусах, запахах и велениях. Он говорил, что
послушание именуется послушанием до своего бытия и что ослушание
именуется ослушанием до своего бытия. Он подразделял имена следующим
образом. То, чем вещь именуется благодаря самой себе, тем она необходимо
именуется до своего бытия, как, например, "чернота" названа "чернотой"
благодаря самой себе, равно как "белизна" или же субстанции названы
субстанциями благодаря самим себе. То, чем вещь именуется потому, что
она может быть упомянута и о ней [это] сказываемо, тем она именуется до
своего бытия. Таково, например, [имя] "вещь", ведь языковеды именем
"вещь" нарекли все, что может быть упомянуто и о чем может сказываться.
То, .чем вещь именуется ради отделения от прочих родов [вещей], например
"цвет" и тому подобнее, тем она именуется до своего бытия. Если вещь
именуется так-то благодаря некоторой причине и та причина существует
прежде существования вещи. то вещь должна называться этим именем до
своего бытия. Например, "приказанное": "приказанное" говорится потому,
что существует приказание об оном, так что, если есть приказание, это
должно называться "приказанное", даже если само оно не существует, когда
[уже] существует приказание. То же касается имени, которым называется
вещь благодаря существованию причины, которая может существовать до
самой вещи. А чем вещь именуется в силу того, что возникает или что
|
|