|
Он не утверждал за Творцом истинностное знание, благодаря которому Он
знающий, или истинностное могущество, благодаря которому Он
могущественный, и так далее обо всем, чем описывается Вечный благодаря
Самому Себе.
Атрибуты самости и атрибуты действия он различал так же, как мутазилиты,
о которых мы упоминали раньше.
Он утверждал, что смысл высказывания: "Он знающий" - утверждение Его, а
также, что Он не таков, как то, что не может познавать, и опровержение
тех, кто утверждает, что Он невежествен, и указание на то, что у Него
имеется познаваемое. [Он говорил,] что смысл высказывания "Он
могущественный" - утверждение Его, указание на то, что Он не таков, как
то, что не может мочь, и опровержение тех, кто утверждает, что Он
немощен, и указание на то, что у Него имеется Ему-подвластное. Смысл
высказывания "Он живой" - утверждение Его единым, и что Он не таков, как
то, что не может быть живым, и опровержение тех, кто утверждает, что Он
мертв. Высказывание "слышащий" - утверждение Его, и что Он не таков, как
то, что не способно слышать, и опровержение тех, кто заявляет, что Он
глух, и указание на то, что слышимое, коли оно есть. Он слышит. Смысл
высказывания "видящий" - утверждение Его, и что Он не таков, как то, что
не способно видеть, опровержение тех, кто заявляет, что Он слеп, и
указание на то, что Он видит зримое, коли оно есть. А высказывание его о
том, что Он - вещь вечная и сущая, не такая, как [другие] вещи, мы уже
разъяснили.
Ал-Джуббаи считал, что речение "бог" (илах) имеет тот смысл, что
поклонение по праву принадлежит только Ему. Он считал это атрибутом
самости. А смысл речения "Бог" (Аллах) - что Он "[единственный] бог"
(ал-илах).
Он не говорил, что "Творец" - это смысл, поскольку смысл - это смысл
речи. Он говорил, что Творец непрестанно пребывающ истинностно благодаря
Самому Себе, а не благодаря пребыванию; а смысл того, что Он пребывающ,
в том, что Он существует не благодаря возникновению.
[Он говорил, что Творец] описывается тем, что Он [был] непрестанно
постоянным без начала, например, что "Он .[был] непрестанно сущим", то
есть что Его бытие не имеет начала.
Ал-Джуббаи не утверждал, что человек истинностно пребывающ, поскольку
пребьшающее - это существующее не благодаря возникновению, тогда как
человек существует благодаря возникновению.
Если его спрашивали: почему различаются именования, тогда как именуемый
один" и смыслы, туда как подразумеваемый один, и почему смысл
"знающего", не тот же,' что смысл "могущественного"? - он отвечал:
Благодаря различию познаваемого и подвластного, поскольку среди
познаваемого - такое, что нельзя Описать как "подвластное
Могущественному". .Так же говорится о "Всеслышащем" и "Всевидящем": эти
высказывания различны потому, что различно видимое и слышимое, (с. 517,
519, 522- 525,529,531)
*
[БОГ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ]
*
Мутазилиты держались семи мнений по поводу того, говорится ли о Творце
(Славен Он и Велик!), что Он непрестанно знающий вещи, является ли
познаваемое познаваемым до своего существования и являются ли вещи
непрестанно существующими.
Хяшам бен Амр ал-Фуватийй говорила Бог непрестанно знающий и могущий.
Если его спрашивали: "Так Бог непрестанно знающий вещи и могущий
[сотворить] вещи?" -- он отвечал:
"Я не говорю; „Он непрестанно знающий вещи", я говорю: „Он непрестанно
знающий о том, что Он один и Ему. нет пары". Ведь если я скажу. 0н
непрестанно знающий вещи", я буду утверждать их как непрестанные вместе
с Богом (Славен Он и Велик)". Когда, его спрашивали: "Значит, ты
говоришь, что Бог непрестанно знающий; о том, что вещи; будут?" - он
отвечал: "Если я скажу: „...„вещи будут", то тем самым укажу на них, а
указывать можно только на сущее". Он не, называл "вещью" то, чего Бог не
сотворил и чего не было, а то, что Бог сотворил и уничтожил, то есть
не-сущее, оц вещью называл.
Абуал-Хусейн ас-Салихи говорил, что Бог непрестанно знающий о вещах в их
|
|