|
Предмете, относительно которого произошла ошибка (так, достойны
снисхождения искусный лекарь, когда он ошибается в науке врачевания, и
искусный судья, когда он выносит Ошибочные суждения), но непростительная
для того, кто не разбирается в этом деле; либо ошибка, не простительная
ни для кого, и таковая, будучи допущена относительно основоположений
религии, является неверием, а будучи допущена относительно следующих за
ними положений, - ересью.
Последняя ошибка - это ошибка, возникающая относительно предметов, к
знанию которых ведут все виды доводов, так что знание данного предмета в
этом смысле доступно для всех. Таково, например, признание Аллаха,
Благословенного и Всевышнего, пророчеств, блаженства и мук в
потусторонней жизни,, ибо эти три основоположения подтверждаются всеми
тремя видами доводов, благодаря которым у любого может возникнуть
убеждение в том, чти ему следует знать, а именно доводами риторическими,
диалектическими и аподейктическими. Поэтому, кто отвергает подобные
вещи, если они относятся к основоположениям религии, тот неверующий,
упрямо отвергающий [их] на словах, но не в душе либо не старающийся
ознакомиться с доводами в их пользу. Ибо если он принадлежит к
аподейктикам, то у него имеется способ убедиться в них с помощью
доказательства; если к диалектикам - то с помощью диалектики; если к
ревнителям проповедей - то с помощью проповедей. Поэтому-то и говорил
пророк (мир да будет над ним!): "Мне велено было биться с людьми до тех
пор, пока они не скажут: „Нет божества, кроме Аллаха"- и уверуют в
меня", подразумевая, любым из трех способов уверовать.
Что касается предметов, которые ввиду их сокровенности можно познать
лишь с помощью доказательства, то Аллах смилостивился над своими рабами,
для которых доказательство недоступно из-за врожденных ли качеств,
навыков или отсутствия средств для обучения, создав им образы и подобия
таких предметов и призвав их верить в эти образы. Ибо в эти образы можно
поверить, опираясь на доводы, общие для всех, а именно на доводы
диалектические и риторические. Поэтому-то [содержание] священных текстов
и распадается на буквальное и внутреннее: буквальное - это образы,
созданные для этих предметов; внутреннее - это [сами] предметы, которые
ясны лишь аподеиктикам. Таковы четыре или пять разрядов сущего,
упоминаемых Абу-Хамидом в книге "Различие [между верой и неверием]".
Если же, как мы говорили, случится так, что мы познаем сам предмет
[всеми] тремя способами, то нам не потребуется создавать образы его, и
он будет оставаться так, как выглядит извне, не допуская
иносказательного толкования. Если такого рода внешнее относится к
основоположениям [религии], то любой, кто подвергает его аллегорическому
толкованию, есть неверующий. Таков, например, человек, думающий, будто
нет ни блаженства, ни мук в потусторонней жизни, будто это учение имеет
в виду только то, чтобы люди оберегали один от другого свое телесное и
чувственное бытие, что это уловка и что у человека нет иной цели, помимо
одного лишь чувственного существования.
Поскольку это установлено, то из сказанного нами должно быть тебе уже
ясно, что в священных текстах есть такая внешняя сторона, которая не
подлежит аллегорическому толкованию (если толкование ее касается
основоположений, то это неверие, если следующих за ними положений - то
ересь), а также такая, которую должны толковать аподейктики. Если
последние понимают ее буквально, то это неверие; если же ее подвергают
аллегорическому толкованию и выводят из буквального смысла
неаподейктики, то с их стороны это либо неверие, либо ересь. Так,
например, обстоит дело со стихами [Корана, где говорится] об "обращении"
[Аллаха], и с хадисом [в котором рассказывается] о "нисхождении" [Его].
Поэтому-то пророк (мир да будет" над ним!) сказал о чернокожей женщине,
когда та известила его о том, что Аллах пребывает на небе: "Отпустите ее
на волю, она верующая", ведь эта женщина не принадлежала к числу
аподейктиков. Дело в том, что разряду людей, к которым убеждение
приходит лишь благодаря воображению, то есть которые верят во что-то
только постольку, поскольку это может предстать перед воображением,
трудно иметь убеждение о каком-либо сущем.'..не ^связанном с тем или
иным вообразимым .предметом. Это в равной мере касается и тех, кто под
этим отношением (Всевышнего к небу] понимают лишь местоположение [Его],
находясь на несколько более высокой ступени, чем люди рассматривавшегося
выше разряда, с точки зрения более трезвого подхода к представлению о
[Его] .телесности. Этим людям поэтому по поводу подобных [высказываний
Корана] следует отвечать, .что они относятся к числу двусмысленных и что
останавливаться надо на словах Всевышнего: "Не знает его толкования
никто, кроме, Аллаха". Хотя [аподейктики] единогласно утверждают; что
подобные [высказывания Корана] подлежат аллегорическому толкованию, их
толкования, однако, могут расходиться соответственно той степени,
которой достиг каждый из них в познании доказательства.
Существует и третий разряд [высказываний в] священных текстах,
занимающий промежуточное положение между этими двумя разрядами,
|
|