|
А те, кто утверждал, что Вечный вечен благодаря вечности, говорили:
смысл того, что "Бог вечен"- утверждение за Богом вечности, благодаря
которой Он вечен. Точно так же, согласно им, смысл
"знающего"-утверждение знания, и так далее во всех атрибутах.
Передают, что некоторые философствующие не говорят о Творце, что Он вечен.
О Муаммаре передают, что он говорил! Творец вечен только в том случае,
если сотворил возникшее.
Мутакаллимы разошлись во мнениях о том, имеется ли Творец "вещью" или нет.
Джахм бей Сафван заявлял, что не говорится "вещь", поскольку он считал,
что "вещь" - это только сотворенное, имеющее подобие.- А большинство
молящихся считают, что Творец - вещь.
Те, кто говорит о Нем "вещь", разошлись-во мнениях о том, что значит,
что Он вещь.
[Гиле]морфисты говорили, что смысл того, что Бог --вещь, это смысл того,
что Бог - тело.
Другие говорили: смысл того, что Бог - вещь, это смысл того, что Он
существует. Так думают те, кто считает; что нет вещей иных, нежели сущее.
А некоторые говорили: смысл того, что Бог - вещь, это утверждение Его.
Так полагали те, кто утверждал, что вещи суть вещи до своего бытия и что
они утверждены как вещи до своего бытия. Это высказывание
самопротиворечиво, поскольку нет разницы между тем, чтобы быть
утвержденными, и тем, чтобы быть существующими. Так говорил Абу
ал-Хусейи ал-Хайят.
Аббад бен Сулейман говорил, что смысл того, что Бог --вещь, состоит в
том, что Он - иное, поскольку любая вещь - это иное и любое иное - вещь.
Ал-Джуббаи говорил, что Бог непрестанно знающий и могущественный [в
отношении] вещей благодаря Самому Себе до того, как им быть. Он говорил,
что неправильно говорить "вещи" - до того, как им быть", поскольку их
бытием есть они. Он отрицал, что [можно] говорить "вещи" - до самих
себя",-однако они познаваемы [как] вещи до того, как им быть. Так же и
субстанции, согласно ему, именуются субстанциями до того, как им быть, а
цвета - цветами до того, как: им. быть. Но он был против того, чтобы
именовать формы формами до того, как им быть, тела- телами до того, как
мм быть, и действия - действиями до того, как им быть.
Он говорил, что высказывание "вещь" -свойство всего познаваемого.
Поскольку вещи являются познаваемыми до того, как им быть, то они и
именуются .вещами до того, как им быть. То, чем вещь именуется благодаря
самой себе, тем она должна именоваться до того, как ей быть, подобно
"субстанции", а также "белизне", "черноте" и так далее. Тем, чем вещь
именуется благодаря существованию причины, коя не в ней, она может
называться при своем небытии и до того, как ей быть, если существует
причина, благодаря коей она .именуется тем именем, как [именуются]
"позванный" и "названный", если существует взывание и называние оных, и
как вещь, несмотря на свое небытие, называется "погибшей", если
существует ее погибель. Он [также] говорил, что тем, чем вещь именуется
благодаря существованию причины, [коя не в ней], вещь не может
именоваться до того, как ей (вещи. - А.С.) быть, при небытии ее
(причины. - А.С.), например "движущееся", "черное" и тому-подобное. То,
чем вещь именуется потому, что она- действие и само возникновение, как
"претерпевающее" или "возникшее", тем она не может именоваться до того,
как ей быть. Чем именуется данная вещь и другие вещи, дабы различить их
роды и иные роды [вещей], тем [можно] называть их до того, как им быть.
То, чем вещь именуется, когда сообщают о ее утвержденное или указывают
на оную, как высказывание "сущий", "утвержденный" и тому подобное, тем
она может именоваться до того, как ей быть. Он не называл знание
"знанием" до того, как ему быть, поскольку знать - это считать вещь
такой, какова она, по необходимости либо благодаря доказательству. Так,
приказание не именуется приказанием до того, как ему быть, поскольку оно
является приказанием благодаря намерению того, кто именно намеревается
[отдать приказание], поскольку нечто может иметь такой же образ, как и
приказание, но при этом оно - угроза, а не приказание.
Он говорил, что сущее, которое уже существует, именно до того, как ему
быть, не существовало. Он не возражал против того, чтобы говорилось:
"Творец непрестанно знает тела и сотворенное", не потому что он называл
их "тела" до того, как им быть, или "сотворенное" до того, как ему быть,
но в том смысле, что Он непрестанно знал, что они будут телами и
сотворенным.
|
|