|
рассуждение вообще, скольких оно бывает видов, когда оно бывает,
[подлинным] рассуждением, когда - нет. А поскольку этого, в свою
очередь, невозможно [достичь], предварительно не ознакомившись с
составными частями рассуждения, а именно с посылками и их видами, то,
стало быть, с точки зрения религии, предписанию которой исследовать
сущее необходимо подчиняться, прежде чем исследовать [сущее], верующий
обязан ознакомиться с этими предметами, занимающими по отношению к
мышлению такое же место, какое орудия - по отношению к труду.
Как правовед из предписания относительно усвоения юридических категорий
выводит необходимость знания различных видов юридических рассуждений и
того, какие из них являются [подлинными] рассуждениями, а какие - нет,
точно так же познающий [сущее] из предписания исследовать сущее должен
выводить необходимость знания рационального рассуждения и его видов.
Последнего это касается даже в еще большей степени: если из слов
Всевышнего "Назидайтесь, обладающие зрением!" правовед выводит
необходимость знания юридического рассуждения, то познающему Аллаха тем
более надлежит выводить из них необходимость знания рационального
рассуждения.
Нельзя говорить, будто подобного рода изучение рационального рассуждения
есть ересь, поскольку-де такого не было у первых мусульман. Ибо и
изучение юридического рассуждения и его видов представляет собою нечто
появившееся после первых мусульман, хотя оно и не рассматривается в
качестве ереси; точно так же поэтому мы должны расценивать и изучение
рационального рассуждения (для этого есть причина о которой здесь
говорить не место). Но [, как-бы то ни было,] большинство принадлежащих
к этой [, мусульманской,] общине придерживается рационального
рассуждения, за исключением немногих буквалистов, которых [, впрочем,]
можно опровергнуть с помощью [священных] текстов.
А поскольку установлено, что с точки зрения религии изучение
рационального рассуждения и его видов необходимо так же, как изучение
юридического рассуждения, тогда ясно, что если бы рациональное
рассуждение и его .виды не подвергались до нас ничьему изучению, то мы
обязаны были бы [сами] приняться за их изучение так, чтобы более поздний
[исследователь] при этом опирался на более раннего, дабы знание таким
путем стало более полным. Ибо было бы трудно или невозможно, чтобы
отдельный человек самостоятельно и с самого начала выяснил в атом
предмете, что требуется, так же как было бы трудно, чтобы отдельный
человек вывел все -необходимые знания о видах юридического рассуждения,
хотя рационального рассуждения это касается в большей мере. Если кто-то,
помимо нас, уже изучил данный предмет, то, решая свою задачу, мы, ясное
дело, должны опираться на то, что было сказано об этом нашим
предшественником, независимо от того, принадлежит он к нашей общине или
нет. Ведь оценивая годность орудий для осуществления жертвоприношения,
никто не принимает во внимание, Принадлежит ли таковое нашему единоверцу
или иноверцу, если оно отвечает требованиям годности. Под "иноверцами"
же я подразумеваю тех древних [мыслителей], которые занимались этими
предметами до [появления] мусульманской общины. А поскольку древние
[мыслители] все, что требуется при изучении вопросов, связанных с
рациональными рассуждениями, подвергли самому полному изучению, то мы
должны, видимо, иметь под руками их 'книги, чтобы изучать то, чтобы ни
говорили по данному предмету, и, если все окажется верным, перенять у
них это, а если окажется в нем что-то неверное, указать на это.
Когда мы завершим подобного рода изучение и освоим орудия, посредством
которых сможем исследовать сущее и .наличествующее в нем указание на
способ Его сотворения (а кто не знает способа сотворения, тот не знает
творения; кто .же не знает творения, то не знает и Творца), тогда нам,
нужно будет приступить к исследованию сущего в таком порядке и таким
образом, как этому нас учит искусство познания посредством
аподейктнческих рассуждений.
Ясно также, что эта цели" в отношении сущего может быть достигнута лишь
в том случае, если его изучение носит преемственный и последовательный
характер, если более поздний [исследователь] опирается на более раннего,
подобно тому как это имеет место в математических науках. В самом деле,
предположим, что в наше время не существует ни геометрии, ни астрономии
и что кому-то вздумалось одному, самостоятельно постичь размеры небесных
тел, их формы и расстояния между ними. Будь он по природе своей даже
мудрейшим из людей, ему не удалось бы этого сделать: не удалось -бы,
например, узнать ни соотношения размеров Солнца и Земли, ни размеров
других светил, если только не по наитию или каким-нибудь другим подобным
образом. Скажи такому человеку, что Солнце своими размерами превышает
Землю приблизительно в сто пятьдесят - сто шестьдесят раз, он счел бы
это высказывание безумством со стороны того; кто так говорит, хотя это
вещь, установленная в астрономии столь твердо, что в ней не сомневается
ни один из знатоков этой науки.
|
|