|
Творческое наследие Аверроэса включает комментаторские и оригинальные
труды. Всего им было написано тридцать восемь комментариев,
сохранившихся на арабском языке, в древнееврейском и латинском
переводах. В основном это комментарии к трудам Аристотеля, Хотя Ибн Рушд
и не владел греческим, тем не менее, исходя из сравнительного анализа
имевшихся переводов и толкований, ему удалось, в отличие от других
восточных перипатетиков, представить современникам и передать будущим
поколениям философию Стагирита наиболее адекватным образом, освободив ее
от неоплатонитских наслоений.
К числу наиболее важных оригинальных произведений кордовского мыслителя
относятся трактат, "Опровержение опровержения", обосновывающий
несостоятельность, критики, со стороны ал-Газали перипатетиков,
содержащейся в его трактате,. "Опровержение философов" (более точное
название - "Непоследовательность философов"), и трактат "Рассуждение
выносящее решение относительно связи, между религией и философией".
Последний формально причисляется к разряду теологических трудов
Аверроэса. Однако это сочинение не столько преследует. цель оправдать с
теологической точки зрения право философии на существование, сколько,
скорее, отстаивает особый высокий статус философии а общественном
сознании, утверждая превосходство разума над верой,.
Трактат "Рассуждение, выносящее решение отшосятельно связи между
религией я философией" публикуется в переводе с арабского,
подготовленном А.В.Сагадеевым в качестве приложения к его книге. См.:
Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.. 1973.
Рассуждение, выносящее решение относительно. связи между религией и
философией
Цель настоящего рассуждения - рассмотреть с точки зрения религии,
является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным
религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным либо как нечто
похвальное, либо как нечто обязательное.
Если дело философии, говорим мы, заключается единственно лишь в
исследовании и рассмотрении сущего в той мере, в какой оно содержит в
себе указания на Творца, то есть в той мере, в какой оно выступает как
[совокупность] творений (а творения указывают на Творца лишь постольку,
поскольку познается способ их сотворения, и, чем полнее будет знание о
способе их сотворения, тем полнее будет знание о Творце), и если религия
побуждает к рассмотрению сущего и настаивает на этом, то ясно, что
обозначаемое этим именем с точки зрения религии либо обязательно, либо
похвально.
Что касается того, что религия призывает к рассмотрению сущего
посредством разума и требует его познания разумом, то об этом
свидетельствует не один стих книги Аллаха, Благословенного и Всевышнего,
вроде сказанного им: "Навидайтесь, обладающие зрением!" (LIX, 2). Здесь
предписывается необходимость рационального или одновременно
рационального и религиозного рассмотрения. Таковы же слова Всевышнего:
"Неужели они не размышляли о власти над небесами и землей и обо всем,
что создал Аллах?" (VII, 184). Здесь предписывается настойчиво
размышлять обо всем сущем. Всевышний дал знать, что среди тех, кого он
отличил и возвысил этим знанием, - Ибрахим (мир да будет над ним!), ибо
им. Всевышним, было сказано: "И так мы показываем Ибрахиму власть над
небесами и землей" (VI, 75) и так далее. Им же, Всевышним, было сказано:
"Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы, и на небо, как
оно возвышено?" (LXXXVIII, 17) и еще: "...тех... которые размышляют о
сотворении небес и земли" (III, 188). И так в бесчисленном множестве
других стихов.
Если же установлено, что религия вменяет в обязанность исследование и
рассмотрение сущего посредством разума (а рассмотрение есть не что иное,
как извлечение, выведение неизвестного из известного и это есть либо
рассуждение, либо [нечто полученное] посредством рассуждения), то
необходимо, чтобы мы, исследуя сущее, опирались на рациональное
рассуждение. Но ясно, что подобного рода исследование, к которому
призывает и побуждает религия, есть наиболее совершенное исследование
посредством наиболее совершенного рассуждения, а именно то, что
называется доказательством. Итак, религия побуждает к познанию
Всевышнего Аллаха и Его творений посредством доказательства. Но
возжелавшим познать Аллаха, Благословенного и Всевышнего, и Его творения
посредством доказательства предпочтительнее или даже необходимо узнать
сначала, каких видов бывает доказательство, каковы условия его
[обоснованности] и чем отличается аподейктическое рассуждение от
рассуждения диалектического, риторического и софистического. {Достичь
же] этого невозможно, если прежде не ознакомиться с тем, что такое
|
|