|
положения астрономии и кое-какие положения медицины. При этом я нашел,
что некоторые из них верны, и моя душа зажглась доверием к этим
положениям, и с сердца моего спали недоверие к ним и неприязнь. А этого
я никогда не испытывал. Как же я могу знать о существовании и истинности
подобных вещей, хоть ты и утверждаешь их возможность?" На это я отвечу:
"Не довольствуйся довернем тому, что ты сам испытал и о чем ты слышал от
тех, кто это испытал и за кем ты последовал. Прислушивайся к изречениям
пророков - они испытали это и узрели истину во всем, что говорится в
шариате. Следуй за ними, и ты постигнешь некоторые из этих истин путем
непосредственного созерцания".
Вместе с тем я скажу: "Хоть ты и не испытывал этих вещей, разум твой
повелевает, чтобы ты безоговорочно принял их на веру и следовал им".
Представим себе взрослого, умного человека, ни разу еще не испытавшего
болезни. Представим теперь, что он заболел и что у него есть милосердный
отец, знающий медицину, чьи утверждения о познаниях в медицине он слышит
с тех пор, как стал разумным. И вот отец приготовил ему микстуру и
сказал: "Это помогает при твоей болезни и исцелит тебя от твоего
недуга". Что же от этого человека будет требовать его разум, хотя бы
лекарство и было горьким, омерзительным на вкус? Примет он его? Или же
он возразит, сказав: "Я не могу уразуметь, какое отношение имеет
лекарство к приходу выздоровления; я его никогда не пробовал?"
Несомненно, если бы он поступил подобным образом, ты принял бы его за
глупца. Но совершенно так же за эту твою недоверчивость люди
проницательности глупцом считают тебя! Если же ты скажешь: "А откуда мне
знать, что пророк (мир да будет над ним!) милосерден и сведущ в
медицине?", я отвечу: "А откуда ты узнал о милосердии отца своего? Ведь
это неощутимая вещь! Ты узнал об этом необходимым и бесспорным образом
по обстоятельствам его поступков, по свидетельствам его поведения - по
тому, чем он руководствовался в том или ином случае и что из этого
получилось".
Кто вникал в высказывания посланника божьего (мир да будет над ним!), в
дошедшие до нас сведения о той заботе, с которой он вел людей по
праведному пути, о многогранных проявлениях той его нежности и доброты,
с которыми склонял он людей к улучшению нравов и исправлению поведения,
или, короче говоря, к тому, что является единственным способом
исправления их религии и их мирской жизни, к такому человеку придет
необходимое знание того, что милосердие его к своему народу более
велико, нежели милосердие родителя к своему чаду. И если он вникнет в
изумительные деяния, открывшиеся перед ним, и в чудеса сокровенного, о
коих возвестил Он его устами в Коране и хадисах, если он вникнет в то,
что говорилось Им о последнем дне, и если смысл сказанного он поймет
правильно - он будет знать, что им достигнута ступень, расположенная
выше разума, и что у него открылось око, перед которым обнаруживает себя
сокровенное, то, что постижимо лишь для избранных людей и непостижимо
для разума.
Таков путь приобретения необходимого знания через веру в пророка.
Испытай же и изучи внимательно Коран, прочти хадисы - и ты воочию
убедишься в этом.
Для философов указаний этих вполне достаточно. Остановились же мы на них
здесь потому, что в настоящее время в них ощущается острая нужда.
Что касается четвертой причины, т.е. что касается ослабления веры среди
людей вследствие дурного поведения ученых, то от этой болезни исцеляются
тремя вещами.
Во-первых, ты можешь сказать: "Если взять ученого, позволяющего себе,
как ты утверждаешь, совершать недозволенное, то знание его относительно
недозволенности этих вещей подобно твоему знанию о недозволенности
приятия вина и свинины, взимания взяток, а также о недозволенности хулы,
лжи и клеветы. Допускаешь же ты перечисленные вещи, зная об их
недозволенности, не из-за неверия своего в то, что это есть ослушание,
но из-за одолевших тебя страстей. А страсти его - что твои страсти, и
одолели они его так же, как и тебя. А то, что он знает вопросы, лежащие
за пределами этого, коими он отличается от тебя, - это еще не значит,
что он благодаря таким своим знаниям более воздерживается от совершения
того или иного недозволенного деяния. Ведь сколько есть людей, верящих в
медицину и все же не удерживающихся от того, чтобы есть фрукты и пить
холодную воду, хотя делать это противопоказано им врачами! И это отнюдь
не говорит о том, что эти поступки безвредны, или о том, что верить в
медицину неправильно. Вот на чем зиждется ошибка ученых".
Во-вторых, простолюдину можно сказать: "Тебе следует верить, что ученый
рассматривает свою науку как некий запас для потусторонней жизни и
думает, что наука спасет его и будет для него заступником, полагая,
таким образом, что благодаря этой науке он облегчит себе участь, когда
будет держать ответ за деяния свои перед Всевышним. Наука может
|
|