Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
своему эквивалентна половине послеполуденной молитвы. Это также не
лишено таинственности, будучи своего рода особенностью поклонении,
постижимой лишь благодаря пророческому свету. И величайшую глупость и
невежество проявляли те, кто хотел рациональным путем извлечь из
поклонении какую-то философскую мудрость или полагал, будто о них
говорится как об основанных на соглашении, а не как о содержащих в себе
божественную тайну...

Так же как в лекарствах имеются главные составные части, являющиеся их
основами, и дополнительные части, являющиеся их завершением (причем
каждая из них оказывает свое особое влияние на действие главных
составных частей лекарства), - точно так же сверхобязательные действия и
обычаи представляют собой Некое дополнение к основным требованиям
поклонении, придающее их действию совершенную форму.

Короче говоря, пророки - это те, кто лечит заболевания сердца. Польза,
которую приносит разум, и сфера его действия ограничиваются тем, что он
указал,- там на это. Разум дает показание о своей вере в пророчество и о
бессилии своем постигнуть то, что постигается лишь пророческим оком, - о
бессилии постигать так, как мы постигаем вещи, беря их в свои руки. Мы
полагаемся на пророчество подобно тому, как слепые полагаются на своих
поводырей, как озадаченные больные отдают себя в руки сострадательных
врачей. Вот досюда и простирается сфера действия разума, коему
недоступно то, что лежит за этими пределами, но доступно лишь понимание
того, что предписывается ему Врачом.

Все это - вещи, которые мы поняли с необходимостью, проистекавшей из
непосредственного наблюдения в годы уединения и отшельничества.

Далее, мы заметили охлаждение веры в принцип пророчества, затем - в
истинность пророчества и затем - в деятельность, которой я объяснил
пророчество. Мы удостоверились в том, что охлаждение это среди людей
приняло распространенный характер. Поэтому я начал доискиваться причин
охлаждения людей и ослабления их веры и обнаружил, что таковых четыре:

причина, исходящая от тех, кто погрузился в философскую науку;

причина, исходящая от тех, кто погрузился в суфийскую жизнь;

причина, исходящая от тех, кто связал себя с учением талимитов;

причина, исходящая от того, что люди имеют дело с теми, кто отмечен
печатью учености.

В течение некоторого времени я изучал отдельных лиц, задавая вопросы
тем, кто небрежно выполнял требования шариата, выспрашивая об
одолевавших их сомнениях, осведомляясь об их убеждениях и тайнах. Я
говорил кому-нибудь из них: "Что с тобой? Почему ты так небрежно
выполняешь предписания шариата. Ведь это глупо, если ты веришь в
потустороннюю жизнь и вместе с тем не готовишься к ней, разменивая ее на
дольную жизнь! Ведь ты не обменяешь две вещи на одну - так почему же ты
размениваешь бесконечную жизнь на считанные дни посюсторонней жизни (3).
А если ты неверующий, значит, ты нечестивец. И тогда собирайся на поиски
веры. Посмотри, в чем лежит причина твоего тайного неверия, которое как
раз и составляет твое внутреннее убеждение и является причиной твоей
открытой дерзости, хотя ты и не разглашаешь этого, с показной
вежливостью относясь к вере и с почтением говоря о шариате!"

Некоторые мне отвечали так: "Это такое дело, что, если бы было
обязательным заботиться о нем, самыми достойными в данном случае людьми
оказались бы ученые. Однако среди достопочтенных ученых такая-то
знаменитость не молится, такой-то пьет вино, такой-то проедает вакуфное
имущество (1) и имущество сирот, такой-то проедает государственные
налоги, такой-то берет взятки за судопроизводство и свидетельские
показания" и так далее и тому подобное.

Другие, претендуя на знание суфизма, заявляют, что они уже достигли
такой степени набожности, которая якобы стоит выше всякой необходимости
совершать поклонения Аллаху.

Третьи в качестве доказательства используют иные сомнительные
рассуждения, взятые ими у ибахитов (2). Все это люди, отбившиеся от суфизма.

Четвертые, встречавшиеся с талимитами, говорят: "Истина труднопостижима:
дорога к ней полна препятствий; мнения по поводу нее многоразличны, и ни
одному из учений нельзя отдать предпочтения перед другими; доводы умов
взаимопротивоположны, и нельзя довериться ни одному авторитетному мнению
авторитетных людей, а рассуждения тех, кто проповедует учение
талими-тов, носят безапелляционный, безосновательный характер. Так как
же я могу принять как достоверное то, в чем люди сомневаются?"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-