|
идейных течения своего времени, а именно калам - мусульманскую теологию,
учения исмаилитов, философов и суфиев. Наиболее острой критике он
подверг воззрения Аристотеля и его мусульманских последователей, прежде
всего ал-Фараби и Ибн Сины (этой теме посвящен также знаменитый трактат
"Опровержение философов").
Ал-Газали проанализировал двадцать (шестнадцать метафизических и четыре
физические) пропозиций аристотелизма, три из которых, по его мнению,
представляют особую опасность: утверждение вечности мира, божественное
знание относительно одних только универсалий и отрицание возможности
воскресения. В то же время, в отличие от других теологов своего времени,
ал-Газали не отрицал полностью ценности философского знания, будучи
особенно высокого мнения о натурфилософии и логике.
Он вошел в историю культуры как самый значительный и влиятельный теолог,
осуществивший примирение теологии с суфизмом.
Ниже публикуется отрывок из трактата "Избавляющий от заблуждения" в
переводе с арабского А.В.Сагадеева в кн.: Григорян С.Н. Из истории
философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). М., 1960.
*
Избавляющий от заблуждения"
*
**
*ПРИЧИНА РАСПРОСТРАНЕНИЯ МНОЮ НАУКИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЭТОГО
ЗАНЯТИЯ*
Далее, приблизительно за десятилетний срок, в течение которого я упорно
придерживался отшельнической уединенной жизни, благодаря неисчислимым
способам - то в результате непосредственного переживания, то в
результате логического познания, то в результате принятия на веру -
передо мной с необходимостью раскрылась та истина, что человек сотворен
из тела и сердца. При этом под сердцем я подразумеваю истинную природу
его духа, который и является вместилищем знания об Аллахе, т.е. исключая
плоть и кровь, кои общи также и мертвецу и скотине. Передо мной
раскрылась и та истина, что подобно тому, как тело имеет здоровье,
благодаря которому оно находится в благополучном состоянии, и болезнь,
содержащую в себе причину его погибели, сердце также может быть
беспорочным и здоровым (а спасение получит "лишь тот, кто пришел к
Аллаху со здоровым сердцем") и иметь болезнь, из-за которой оно может
погибнуть на веки вечные, включая и потустороннюю жизнь. Как сказал
всевышний:
"В их сердцах - болезнь".
Далее передо мной раскрылась та истина, что незнание Аллаха -
губительный яд, что в непослушании ему при следовании страстям
заключается пагубная для сердца болезнь, что знание Всевышнего Аллаха -
живительное противоядие, что в послушании ему при противоборствовании
страстям заключается целебное для сердца лекарство.
Мне стало ясно, что единственным средством исцеления сердца, устранения
его болезни и приобретения здоровья являются лекарства так же;, как без
лекарств нельзя обойтись при лечении тела.
Я выяснил также с необходимостью, что, подобно тому как лекарства,
предназначенные для лечения тела, влияют на приобретение здоровья
благодаря содержащимся в них свойствам, кои не могут быть постигнуты
разумными людьми с помощью одного только разума, но при употреблении
которых нужно следовать наставлениям врачей, получивших свои знания от
пророков и познавших специфическую особенность пророчества, опираясь на
знание свойств вещей, - точно так же целебное действие поклонении
зависит от их пределов, а величины их определены и измерены пророками, и
то, как это целебное средство будет действовать, непостижимо для разума
разумных людей. Поэтому, прибегая к этому средству, человек должен
следовать наставлениям пророков, кои постигли свойства его благодаря
пророческому свету, а не с помощью разума.
Далее мне стало ясно, что подобно тому, как лекарства состоят из смеси
веществ различного вида и различного количества, так что одно из них,
например, будет иметь в два раза больший вес и объем, чем другое (при
этом разницы в количествах, будучи своего рода особенностями лекарств,
не лишены таинственности), подобно этому поклонения, будучи как раз тем
средством, с помощью которого исцеляют болезни сердца, состоят из
действий различного вида и различного количества, так что земной поклон,
например, равен двум коленопреклонениям, а утренняя молитва по объему
|
|