|
небесами. Ее действия изменчивы, а привычки переменчивы (ведь
потенциальное именно таково), поскольку душа сия своего совершенства еще
не обрела и не достигла, и она не актуальна, в отличие от душ прочих
видов животных, каковые души в своих действиях всегда одинаковы. Будь
она актуальна и достигни уже своего совершенства, действия ее, влекомые
добродетелью, чистотой и святостью, были бы всегда единообразны.
Поскольку же эти действия - ради ее самости, а не ради ее тела, то,
будучи в чистом виде пределом всех видов животного рода и результатом
всего, что Природа (как движущая, так и движимая) вывела в бытие, эта
душа как самость есть то же, что ведь прочих родов суть как тела (а не
как души) с той точки зрения, что в сопряжении с мастерами и умельцами
они потенциальны, так что переход сей души в акт - от вне [природных]
Разумов, так же как даваемая растительным миром древесина потенциальна,
а в акт переходит благодаря плотнику, наделяющему ее формами своего
ремесла, и так же как тела минералов потенциальны, совершенство же их
проистекает от мастеров - ювелиров, литейщиков и кузнецов - и дается
формами их ремесла. О ее бытии (то есть ее первом совершенстве) и о том,
что для достижения своего второго совершенства она нуждается не в том
же, благодаря чему существует (то есть имеет первое совершенство), а в
ином, - должно быть сказано то же, что было сказано в главе о растениях,
когда был приведен пример произведенных умельцами вещей, коих первое
бытие связано с одним мастером, а второе - с другим, не с тем, с которым
связано первое.
Итак, будучи потенциальной, человеческая душа отличается от прочих душ,
кои актуальны; она существует ради себя самой, а не ради иного; ее
совершенство заключено в разумном и чувственном вместе, совершенство же
тех [душ] - в чувственном, а не разумном; ее действия изменчивы и
претерпевают превращения, а действия тех не изменяются и не знают
превращений; она мыслит и фиксирует в своей самости формы вещей, а те не
мыслят и не фиксируют формы вещей в своих самостях; она пребывает после
распада своего физического носителя (шахе), а те погибают и исчезают,
подобно акциденциям; ее определение - совершенство своей самости, а
определение тех - совершенство своего тела.
1. Коран, 6:141-142.
2. - ...от поддержки... - ал-Кирмани имеет в виду знания, ниспосылаемые
непосредственно "миром Святости", т.е. Разумами.
3. В оригинале употреблены имена собирательные ("маслина" и "гранат"),
имеющие грамматическое единственное число, поэтому формально в аяте речь
идет о Двух деревьях, которые и ставятся в соответствие двум иерархам
мира религии.
4. "Не размышлял ли ты о том, в каком подобии представляет Бог доброе
слово? Оно подобно доброму древу, которого корень крепок и которого
вершина на высоте" (Коран, 14:2).
5. В арабском средневековье бытовало представление о дереве, растущем на
острове Ваквак и давшем ему свое имя. Считалось, что это дерево имеет
плоды, похожие на человеческие головы и способные кричать.
**
*АЛ-ГАЗАЛИ*
**
Абу Хамид ал-Газали (ок.. 1058- 1111) - религиозный мыслитель,
пользующийся столь высоким авторитетом в исламском мире., что о нем
говорят иногда как о мусульманине, втором по величию после пророка
Мухаммада, как об обновителе пятого века ислама.
Абу Хамид родился в деревне Гаэал близ города Туе в Хо-росане. Его
наставником был выдающийся теолог своего времени ал-Джувайни. Уникальные
способности юного ал-Газали были замечены сельджукским везиром Низам
ал-Мулком, который пригласил его в 1091 г. преподавать в самом главном
медресе Багдада фикх - мусульманское право. Однако ал-Газали, по
неизвестным причинам (возможно, из-за психического нездоровья), через
четыре года отказался от карьеры мусульманского правоведа, покинул
Багдад и в течение последующих одиннадцати лет вел жизнь
отшельника-аскета. В 1106 г. ал - Газали вернулся к преподаванию фикха,
теперь уже в Нишапуре. Однако незадолго до смерти он вновь уединился в
келье, полностью посвятив себя суфийской практике.
Ал-Газали нередко сравнивают со Святым Августином: оба мыслителя
пережили духовную драму, связанную с отходом от религиозного догматизма
и мучительным поиском Истины. В автобиографическом трактате "Избавляющий
от заблуждения" ал-Газали критически рассматривает четыре основных
|
|