|
А иные мутазилиты считали, что имена и атрибуты различаются благодаря
различию передаваемого ими смысла. Говоря, что Бог знающий, я сообщаю
тебе знание о Нем, что Он отличен от того, что не способно познавать,
опровергаю тех, кто говорит, что Бог невежествен, и указываю на то, что
у Него есть познаваемое. Таков смысл нашего речения "Бог знающий".
Говоря, что Бог могущественный, я сообщаю тебе, что Он отличен от того,
что не способно мочь, опровергаю тех, кто говорит, что Бог бессилен, и
указываю на-то, что у Него есть подвластное. Сказав, что Он живой, мы
дадим тебе знать, что Он не таков, как то, что не может быть живым, и
опровергнем тех, кто говорит, что Он мертв. Таков смысл речения "Он
живой". Это я слышал от самого ал-Джуббаи.
Абу ал-Хусейн ас-Салихи говорил: смысл моего речения, что Бог знающий не
как все знающие, могущественный не как все могущественные, живой не как
все живые, - что Он вещь не как все вещи. Так же он говорил об остальных
самостных именах. Если его спрашивали: "Так ты говоришь, что [речение]
„Он знающий не как все знающие" имеет тот же смысл, что „Он
могущественный не как все могущественные"?" - он отвечал: "Да, смысл
этого - что Он вещь не как все вещи". Так же он говорил об остальных
самостных именах. Он считал, что "вещь не как все вещи" имеет тот же
смысл, что "знающий не как все знающие".
О Муаммаре передают, что он говорил: Творец знающий благодаря знанию, и
что Его знание есть у Него благодаря некоему смыслу, а тот смысл -
благодаря другому смыслу, и так без предела. Так же он думал и о прочих
атрибутах. Мне об этом сообщил Абу Амр ал-Фуратийй, слышавший от
Мухаммада бен Исы ас-Сайрафи, что Муаммар говорил так.
А некоторые багдадцы говорили, что смысл речения "Творец знающий" - не
тот же, что смысл [речения "Творец] могущественный", и не тот же, что
смысл [речения "Творец] живой", однако смысл [речения], что "Творец
живой", тот же, что [речения], что "Он могущественный", а смысл
[речения], что "Он слышащий", тот, что "Он знающий о слышимом", и [смысл
речения], что "Он видящий", тот, что "Он знающий о зримом".
Согласно им, смысл [речения] "вечный" - не тот же. .что [смысл речения]
"живой", и не тот, что [смысл речения] "знающий, могущественный". Так
.же смысл речения о Творце, что *0н вечный", тот же, что смысл
[речения]: "Он знающий", но не тот, что смысл [речения]: "Он живой,
могущественный". (с. 164-168)
Багдадцы разошлись во мнениях относительно высказывания "Бог
благороден": относится ли оно к атрибутам самости •или атрибутам действия?
Иса ас-Суфи говорил, что описание Бога как "благородного" относится к
атрибутам действия и что "благородство"-" это "щедрость". А если, его
спрашивали: но ведь ты [тем самым] утверждаешь, что "вечный" - это иное,
нежели "благородный"? -- он отвечал: нет, это не вытекает из моих слов,
точно так "же как, если я говорю, что "добродетель" и "справедливость"
-атрибуты действия, из этого не вытекает, это Творец нечестен,,
несправедлив и недобродетелен, ибо такое напоминает хулу. Точно так же,
хотя "благородство" действие, я тем: не менее не говорю, что Бог - это
иное, нежели "благородный".
Ал-Искафи говорил: [атрибут] "благородный" предполагает две стороны.
Одна - что это атрибут действия, если "благородный" имеет смысл ,
"щедрый", а другая-что это атрибут самости, если под ним подразумевают,
что, Он сам собой возвышен и вознесен над [всеми] вещами. Он доказывал
это тем, что говорят "благородная земля", подразумевая, что она выше
всех прочих земель.
Ал-Джуббаи говорил, что "благородный" мысле "могучий" относится к
самостным атрибутам Бога, а "благородный" в смысле "щедрый",
"одаривающий" - к атрибутам действия. Когда ему возражали: если ты
говоришь, что "добродетель" - действие, то скажи тогда, что Всевышний
Бог постоянно не добродетелен, - он отвечал: я говорю: не добродетельный
и не порочный, дабы не создавалось представления [о хуле]. Да, Он
постоянно не справедливый и не неправедный. Он постоянно нечестный и не
лжец, и точно так же Он постоянно не милостив и не жесток, не творящ и
Не питающ. (с. 506-507)
Мутакаллимы разошлись во мнениях о смысле высказывания "Бог вечен".
Некоторые говорили, что речение "Бог вечен" имеет тот смысл, что Он
непрестанно существовал без всякого начала и что Он бесконечно
предшествует всему возникшему. Так говорил ал-Джуббаи.
Ад-Аббад говорил, чтосмысл[атрибута] "вечный" тот, что Он непрестанен, а
смысл того, что Он "непрестанен" - что Он вечен. Другие говорили, что
"смысл [атрибута] - вечный - что Он бог.
|
|