|
Первое в бытии, что ему ничто не предшествует, что оно - та
поддерживающая причина, с которой связано бытие всего сущего, что оно -
предел сияния, света, блеска, славы, вознесенное, величия, великолепия,
Могущества и, красоты, чистое действие, явившееся в бытии без всякого
посредника меж ним и Всевышним.
Узрев все это, величайшее самостное блаженство испытало оно, а ликование
его было несравненно больше того, что зарождается в наших душах, 'когда
мы постигаем искомое и стяжаем любимое. И по причине этого блаженства,
озарившего самость его (когда оно, возрадовавшись, объяло свою самость,
уразумело и узрело ее), изошло от него сияние света. Наподобие этого
случается, когда по причине Душевной радости от обладания предметом
страсти или встречи с предметом любви румянец, прежде таившийся в
глубинах тела, прихлынет вдруг к щекам, проступив по коже. Только сей
румянец не выходит за пределы той самости, в которой явился, и проникает
из глубин тела не далее, чем кожа лица, по причине внутренних
препятствий и бессилия той самости; иное дело - сей свет, ибо самость,
из которой исходит его сияние, свободна от всяких препятствий и обладает
полным могуществом в отношении ее покидающего, сияющего света: он
утверждается вне ее, незыблем, как и его поддерживающая причина.
*
IV. 2 [О Втором Разуме]
*
Поскольку Первое Сущее (кое есть Первый Разум) наделено именем Творения
(ибо бытие его - из ничего) и действительно существует, то Второе Сущее,
следующее за оным в бытии, а именно Второй Разум, наделено именем Первой
Эманации, ибо оно существует от Творения необходимым образом, и бытие
его неизбежно вытекает из существования давшего ему бытие, обладающего
совершенством сотворенности. А именно, Первый Разум (то есть Первое
Сотворенное) существует от Всевышнего сотворенным, Разумом же является
потому, что Бог сотворил его таковым. Поскольку он является и разумом, и
разумеемым (ведь его самость разумеема им же), то он имеет одну
соотнесенность как разум, а другую - как разумеемое, притом как разум он
выше, нежели как разумеемое, ибо в первом случае (то есть как разум) он
выступает как единичное, соотнесенное со Всевышним, а во втором (то есть
как разумеемое) - как парное, соотнесенное с собственной самостью. Кроме
того, он -- поддерживающая причина бытия сущего, он предельно совершенен
и полон, так что не должен прибегать к помощи иного, чтобы вывести свое
действие в бытие, он узрел свою самость ею же, объял ее ею же, ^лаженно
ликует во всех своих самостных состояниях, и притом лишь один он таков.
Из всего вышеизложенного следует (в согласии с тем, что было уже сказано
о способе эманации), что от него существует два сущих (одно из которых
выше другого) соответственно тем двум соотнесенностям его самости.
Итак, поскольку для Первого Разума характерны две соотнесенности, одна
из которых выше другой, то сущее от высшей соотнесенности актуально, оно
есть чистый единичный Разум, отвлеченная (муджаррада) форма. Оно второе
в порядке бытия, но первое в порядке эманации (как и Первое Сотворенное
- первое в порядке творения). Сущее от другой соотнесенности ниже
порядком, оно - потенциальный Разум, именуемый первоматерией и формой, и
самость его двойственна так же, как и та соотнесенность, от которой оно
существует. О нем будет сказано в должном месте.
*
IV. 5. [О числе Разумов]
*
Всевышний поставил пророка (да благословит и приветствует его Бог!)
руководить продвижением рабов Своих к тому, что дарует им благо, то есть
к поклонению знанием и действием. Он укрепил его Царствием Своим и
сделал его совершенным, дабы тот совершенством своим поправил их
многоразличную ущербность и добродетелями своими закрыл брешь немощности
их в искании благ как мирских, так и религиозных, дабы ему (и замещающим
его) взять на себя тяготы тех исканий, для людей обременительные и
непосильные, приведя их к чистым родникам научения. Так явил Он им Свой
благодетельный дар. Свое могущество и милостивое о них попечение.
О сем сказал Всевышний так: "Он произвел сады с подпорами и без подпор;
пальмовые деревья и посевы, от которых снеди различны; маслины и
гранаты, похожие и непохожие одни на других: ешьте плоды с них, когда
они плодоносят, но давайте должное во время жатвы, и не будьте
неумеренны, потому Что Он не любит неумеренных. Из скота одни для
перевозки тяжестей, другие же малые. Ешьте из них тех, которых дает Бог
в пищу вам, не следуйте по стопам сатаны: он вам отъявленный враг!(1)".
|
|